Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЕРЕВО ЖАЖДЫ ЗНАНИЙ

--

Жажда знаний – это восходящий процесс, не имеющий своего предела. У потока, олицетворяющего собой жажду знаний нет ни начала, ни конца. В бесконечной череде дней и ночей Брамы этот поток не останавливается ни на мгновение. Когда мы говорим о потоках добра и зла, истины и лжи, жизни и смерти и т. п., то в действительности эти потоки никуда не текут и это верно даже тогда, когда мы говорим об их направлениях. Мы говорим о восходящей эволюции сознания, хотя эта эволюция происходит в каждой его точке. Здесь речь идёт о возрастающей частоте вибраций субстанции сознания. Когда же мы говорим о нисхождении сознания человека на более низкий уровень, то имеем в виду только изменение частоты его вибраций в сторону её урежения. То же самое мы можем говорить о процессах жизни и смерти в живом организме. Одни его клетки стареют и отмирают, другие же только что возникшие, становятся всё более зрелыми, более совершенными и это происходит в течение всей человеческой жизни. Мы не можем назвать начало этих потоков, так как они «рука об руку» сосуществуют в течение всей человеческой жизни. И ещё пример с истиной и ложью – мы сравнивали истину с точкой яркого света, который по мере удаления от центра, становится всё менее ярким, и где-то на периферии круга сознания свет истины практически отсутствует. И если мы будем смотреть на те части этого круга, которые всё дальше располагаются от центра круга, в котором сосредоточена истина, то дальше никакого света истины нет даже в ничтожной степени – есть только мрак лжи и страданий.  А теперь представим человека, Психическое существо которого  в значительной степени изменило его сознание, повысив его вибрации. Такой человек будет стремиться к тому, чтобы дать «пищу» изменённому состоянию своего сознания. А та реальность, в которой полностью отсутствует свет истины, не сможет дать ему соответствующей «пищи». Такой человек никогда не сможет встать на внутренний путь, целью которого будет истины. Мы можем двигаться в каком-либо направлении, если у нас есть какой-то ориентир. И, кроме того, мы должны знать, что существует истина и должна быть какая-то нить Ариадны, благодаря которой мы можем идти в направлении истины. А это невозможно, так как вокруг нас мрак лжи и страданий. Это как пустыня до горизонта и нет в этой пустыне никаких ориентиров, даже ложных, в которых мы можем идти в направлении миража оазиса. В действительности истина присутствует повсюду, так же как и ложь. И проявления Бога так же присутствует повсюду, как и проявления сатаны. И идти в сторону истины можно только тогда, когда мы видим на горизонте пустыни с одной стороны светлеющую полоску неба, что является предвестником поднимающегося солнца истины, а с другой стороны горизонта непроглядную тьму земли, сливающейся с мглой неба. Но всё это только метафоры, в действительности все процессы, которые мы называли потоками, происходят «здесь и сейчас» в каждой точке реальности Мира. И выбор пути, который путём не является, так как это только направленный процесс, происходящий внутри нас. Тогда что мы выбираем и как мы можем вмешиваться во внутренний процесс?

Во-первых, мы знаем, что нашим земным проявленным миром правит сатана. Это он, искушая Иисуса Христа, сказал ему: «мне дана власть над этим миром…». Следовательно, все значимости этого проявленного мира определяются сатаной, так как осуществлять власть над проявленным земным миром можно только используя его значимости. Во-вторых, все формы жизни на Земле находятся в его власти и в каждом человеке и не только в нём, но и во многих видах животных есть его представитель, которого мы называем эго. В-третьих, в человеке живёт Божественная душа – Психическое существо и Центральное существо с его истинным физическим, истинным витальным и истинным ментальным. Другими словами, в человеке есть внешняя часть с её эго и программами восприятия проявленного мира и взаимодействия с его значимостями, которую мы можем назвать внешним существом человека. Эта внешняя часть во многом похожа на биоробота, подчиняющегося вложенным в него программам, поэтому поведение человека и даже его мысли, во многом автоматичны. И, что очень важно, в человеке есть внутренняя истинная часть – Центральное существо и Божественная душа или Психическое существо, которое в отличие от эго называется Истинным «Я». Посредником между ними является человеческое сознание, которое в современном человечестве, в большинстве случаев, не несёт функцию посредника,  направлено во внешний мир и обслуживает внешнюю часть человеческого существа. Но истинное «Я» человека по мере своего созревания активно вмешивается в функции сознания, постепенно трансформируя его, благодаря чему, оно получает возможность восприятия более высоких вибраций, свойственных проявлениям истины. Вначале человек подобного рода изменения в сознании воспринимает, как голос совести, сострадания, в нём растёт чувство справедливости и он страдает, когда торжествует несправедливость к кому бы то ни было. Продолжающаяся трансформация сознания, пробуждает в нём высокие и благородные состояния, в которых он готов к самопожертвованию ради помощи другим людям, в нём исчезают такие чувства как ревность и зависть, а эго занимает всё меньше места в его реакциях на различные внешние обстоятельства. Идея выгоды становится абсолютно неприемлемой для него, а неправда – невозможна.

И вот тогда у человека появляется возможность выбора: следовать ли ему путями внешних значимостей, которые предпочтительны его эго, или же путями, ведущими его в направлении истины. Но у человека, в котором его истинная часть уже в значительной мере трансформировала его сознание, должны быть причины для того, чтобы делать этот выбор. Он должен быть неудовлетворён привычной жизнью обывателя, чтобы искать какой-то иной способ бытия. К этому выбору человека подводит его Истинное «Я», создавая в нём состояние неудовлетворённости тем смыслом жизни, которым вполне удовлетворён обыватель. Жизнь обывателя он осознаёт для себя бессмысленной, потерявшей прежнюю полноту свою. И все возможности обывателя, которые он может для себя реализовать, становятся для него мелкими и не стоящими того, чтобы на них тратить свою жизнь. И свою жизнь он воспринимает пустой, что заставляет его искать в этом проявленном мире элементы смысла жизни, которого ему сейчас остро не хватает.

В действительности, поиск смысла жизни – это стремление познать непознанное. Человек хочет знать, для чего он живёт и стремиться найти ответ на этот вопрос. Кстати, вопросы и ответы на них всегда ходят рядом, и когда напряжение между вопросом и ответом достигает необходимого максимума, между ними проскакивает искра озарения, при котором человек получает желанные для него знания.

Но стремление получить ответ на мучительный вопрос о смысле жизни – это только одна часть спектра вопросов и ответов на путях получения знаний. В действительности, вся человеческая жизнь состоит из последовательных двоичных систем: вопрос–ответ, различной степени важности. Действительно, что такое знание, к которому так стремиться человек? – Это стремление быть созвучным тому, к чему он стремится. Правда, это созвучие не всегда связано со стремлением человека получить знания, и совсем не обязательно присоединять что-то созвучное в качестве знаний из внешнего мира. Вполне возможен вариант, когда внешний мир делает человека созвучным себе, даже без его согласия. Но в любом случае знание – это нечто субъективно существующее отдельно от человека, с которым он не созвучен, но получив это знание, человек увеличивает свою внутреннюю вселенную за счёт познанного. В действительности, человек – космическое существо и любое стремление к знаниям – это стремление познать себя непознанного. И у человека есть два способа воспользоваться познанным: сатанинский способ – преобладать над познанным, использовать его с целью получения выгоды, и способ жертвенный, сутью которого является гармонизация всего сущего, а дирижёром этой гармонии является познающий. 

Рассматривая жажду знаний, мы видим целый спектр проявлений этой жажды, но во всех случаях мы находим один и тот же результат – удовлетворение жажды знаний приводит к усвоению познанного и созвучию его с какими-то частями человеческого существа. Этими частями могут быть ум, витал и физическое тело. Тогда приём пищи – это способ удовлетворения физической жажды знаний, которую человек осознаёт как голод. Удовлетворение всевозможных инстинктов – это так же удовлетворение витального голода, человеческий ум так же требует для себя пищи, и если ментальный голод не удовлетворяется, то это приводит к ментальной деградации человека. Вершиной пирамиды жажды знаний, является жажда познания самого себя.

Подавляющее большинство людей на Земле живут на уровне автоматизмов внешней части своего существа, следуя программам, вложенным в них природой. Следовательно, томление духовной жаждой выражено только у немногих людей (Вспомните А. С. Пушкина: стихотворение «Пророк»). Но так было всегда, потому что у каждого человека своё предназначение. Шри Ауробиндо называл людей, которые живут только своими собственными интересами, направленными на собственное благо – варварами, по-видимому, каждый этап человеческой цивилизации так же имеет своё предназначение. И очень важно, чтобы искры духовной жажды, разбросанные среди людей, населяющих Землю, не гасли, но разгорались устремлённостью к бесконечной Божественной истине.