Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РОЛЬ ПЛАНОВ БЫТИЯ В ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ

--

 

Каждый план сознания Мироздания занимает не какую-то ограниченную территорию, а всё Мироздание в какой-то гамме частот. Поэтому множество планов сознания подобно радиоволнам присутствуют в каждой точке безбрежного Мироздания. Тогда мы можем говорить о том, что наша Земля, как и любое небесное тело является местом, в котором встречаются все вселенные, или все планы сознания. Но только некоторые из них являются для человека проявленными. Другими словами, программы восприятия человеком вибраций, заполняющих собой всё мироздание, в значительной степени ограничены. Мы здесь не будем говорить о восприятии окружающего мира другими живыми существами, обитающими на Земле, так как наше внимание здесь сосредоточено на человеке, который единственный из всех живых организмов в нашем проявленном земном мире, способен участвовать в эволюции своего сознания. И это участие человека в своей собственной эволюции, стало для него возможным, только потому, что он получил божественный дар самоосознания не только при взаимоотношениях с внешней реальностью, но и реальностью внутренней.

Благодаря способности осознавать различные внутренние состояния, человек получил возможность воспринимать влияния самых различных планов сознания, которые для него не являются проявленными, т. е. не воспринимаются им при помощи внешних органов чувств. Таким образом, в отличие от других форм жизни, обитающих на Земле, человек имеет потенциальную возможность воспринимать всё мироздание с множеством его планов сознания. Но это только потенциальная возможность, и человеку придётся приложить немало усилий, чтобы последовательно, шаг за шагом, открыть для себя свою космичность. Но открыть для себя свою космичность не означает, что он осознает свою беспредельность, но своё единство с беспредельностью, что радикально меняет самоосознание человека – он перестаёт быть отделённым от внешней реальности, которая начинает осознаваться им, как часть мироздания, имеющая, как и он, своё предназначение в бытии всего сущего на Земле.

Всё выглядит иначе, если смотреть на реальность проявленного мира глазами обывателя. При этом человек осознаёт себя отделённым от внешней реальности, с которой он вынужден взаимодействовать, так как она принуждает его к этому своими необходимостями, которые человек осознаёт как определённые внешние влияния и внутренние потребности. Отделив от себя реальность мира, и побуждаемый изнутри к расширению, человек стремится присвоить элементы внешней реальности, создавая для себя, и вокруг себя иллюзию увеличения своей значимости.

Каждый человек, идёт ли он духовным путём, или же является обывателем, открыт, благодаря своим чакрам, некоторым планам сознания, влияния которых он может осознавать как какие-то эмоциональные состояния, а когда подвергается влиянию индивидуальных сил этих планов сознания, то может осознать их, как эмоциональные всплески различной интенсивности. При исследовании своих внутренних состояний, человек может осознать, что они, создавая определённую эмоциональную атмосферу, этим самым меняют не только отношения к реальности окружающего мира, но и смысл, и ценность его значимостей. У человека при этом возникают иллюзии, что это он сам захотел, сам решил, и т. д.

Мать – Мирра Ришар – соратница Шри Ауробиндо, говоря о влияниях на человека сил различных планов реальности, говорила об их иерархии. Так, каждый народ имеет своего эгрегора и все эгрегоры человечества являются частями более великой космической силы, под управлением которой находится всё человечество. и многие равновеликие по своим возможностям космические силы являются частями ещё более великой по своим возможностям силы. И так до пределов самого Бога, который венчает эту пирамиду сил. Но Абсолют не имеет пределов и, поэтому говорить о завершённой иерархии сил, возможно, не следует, и всё наше Мироздание, которое, как утверждают астрофизики в поперечнике равно 70 – 80 млрд. световых лет, является только одной из многочисленных клеток, неизмеримо большего космического существа, которое в свою очередь с другими такими же космическими существами является часть ещё более великого тела Абсолюта и т. д.

Человек осознаёт себя предельным существом и в пространстве, и во времени своего существования, и в своих возможностях. Хотя его представления о себе и даже попытка осознания себя  частью беспредельности – является только ментальной спекуляцией, которая не имеет реально никакой ценности. Но некоторым людям, возможности которых позволяют создать внутри себя образ беспредельности, приходится переживать очень тяжёлые состояния своего эго, так как оно при этом теряет все свои значимости. Все человеческие проблемы, даже проблема жизни и смерти, становятся по сравнению с беспредельностью настолько малыми, что человек осознаёт себя приближающимся по своей значимости к математическому нулю. И теряют свои значимости не только проблемы и всевозможные тупики из которых, кажется, нет выхода, даже тупики, сравнимые со смертью – всё воспринимается ничтожно малым и незначимым. Даже внутренняя работа духовного искателя теряет свою направленность и свою необходимость, потому что в беспредельности, бессмертии и всезнании не остаётся места для намерения, которое бы имело какую-то направленность. Люди стремятся куда-то или к чему-то только потому, что это имеет какой-то смысл и, может быть, какой-то предел, которым может быть бессмертие, всемогущество, всезнание, вездесущность. Но всё это осознаётся человеком как некие определённости, далёкие берега, которых он однажды достигнет. Но когда нет никаких берегов, даже тех, которые ограничиваются смертью, нет никаких определённостей, хотя бы таких, которые предполагаются у нашего мироздания – 70 миллиардов световых лет в поперечнике и вечной жизни в течение одного дня Брамы, значительная часть которого уже осталась в прошедших миллиардах лет времени. Но в этом месте память услужливо подсказывает, что день и ночь Брамы равны между собой, следовательно, бессмертие выходит за пределы дней и ночей Брамы. И только тут человек, идущий внутренним путём, осознаёт, что беспредельность Абсолюта с его бесконечной иерархией сил, бессмертных и бесконечно могущественных, подавляет его эго, которое боится беспредельности, так как по сравнению с ней оно равно нулю. И в реальной беспредельности абсолюта нет места для значимостей, на которые опирается эго, и которые оно использует для своего иллюзорного расширения. Эго меньше боится смерти, хотя оно знает, что со смертью тела его существование так же придёт к концу, оно боится потерять значимость. Ему не нужна вечность, не нужны атрибуты, присущие Богу в которых нет места для значимости, особенности, исключительности. Ему бы хотелось ту вечность и беспредельность, в которой оно было бы в центре почитания, преклонения и восхищения.

Именно эго привязывает человека к этому проявленному миру значимостей, потому что только в этом преходящем мире оно может получать для себя свою желанную пищу. Шри Ауробиндо говорил, что в духовной работе человек должен освободиться от своего эго, но это очень трудная задача, так как вся внешняя часть человека, которую мы называем биороботом, благодаря которой мы воспринимаем этот мир во всевозможных его качествах – это поле на котором эго собирает для себя обильный урожай. Можно не потакать эго во всевозможных его притязаниях на значимость, и стремлениях использовать человека, как средство для реализаций своих амбиций, но оно при этом, подобно хамелеону будет менять свои маски, чтобы выжить. И для духовного искателя в этом противостоянии с эго опорой может быть только вера, искренность и терпение.