ПУТЬ БЕЗ ПУТИ

У человека никогда не появиться желание оставить значимости этого проявленного мира и пуститься в неизведанное, если у него не будет побуждения к этому. Но само по себе побуждение не появиться, даже если человек скажет себе, что ему необходимо что-то знать, куда-то идти или что-то делать. Если внутри него будет полное безразличие к каким-то внешним действиям, например, к получению знаний, то усилия, которые он будет прилагать на пути получения знания или приобретения опыта не приведут ни к чему хорошему, потому что жажда знаний открывает в человеке возможности трансформации в соответствии с полученными знаниями. Когда же знания в человека вводятся принудительно, то ни о какой положительной трансформации сознания и ума говорить не приходится.

Жажда познания тем ярче горит в человеке, чем менее ограниченным является его мировоззрение, и чем большему количеству планов сознания он открыт. Следовательно, мы не можем говорить о доброй воле человека, которая бы побуждала его к познанию непознанного, потому что широта поля мировоззрения и открытость сознания многим планам реальности мироздания почти всегда не зависит от желаний человека, но от зрелости Божественной души в нём и её влиянии на сознание человека в процессе его жизни. Действительно, Божественная душа, переходя от жизни одного человека после смерти его тела к другому, от жизни к жизни набирает опыт, взрослеет и если на ранней стадии своего роста она очень слабо оказывает влияние на сознание человека, то в  последующих воплощениях, взрослея, она всё более активно вмешивается в судьбу человека, трансформируя его сознание.

Человек – космическое существо, потому что он имеет потенциальные возможности, которые раскрывшись, объединят его со всеми планами сознания мироздания. И, кроме того, у него есть проводник и учитель – Психическое существо или его истинное «Я», которое не имеют даже боги. Весь земной план сознания заселён теми формами жизни, которые соответствуют всем вселенным мироздания. Человек, взаимодействуя с формами жизни на Земле, этим самым взаимодействует с планами сознания Мироздания. И ещё, формы жизни на Земле – это опоры для «мостов», объединяющих земной проявленный план с другими планами сознания Мироздания. В непроявленном состоянии планы сознания не могут взаимодействовать, таким образом, Земля – это место свидания всех планов сознания Мироздания, и их взаимодействия между собой.

На других планетах с бедной флорой и фауной, взаимодействуют только немногие планы сознания. Таким образом, у человечества есть преимущества перед разумными формами жизни на некоторых других планетах, так как перед человечеством открывается бесконечный путь совершенствования, что обусловлено его возможностями, объединяющими его со всеми планами сознания мироздания. И, кроме того, его сознание имеет спектр вибраций характерный для всех планов сознания Мироздания. А мы знаем, что у Божественного ничего не бывает бесцельным. Известная нам структура человеческого сознания, его истинная внутренняя и внешняя инструментальная части, если рассматривать их интегрально, являются средствами, реализации великого человеческого предназначения. И самым главным преимуществом человека является то, что он имеет Божественную душу – Психическое существо, которое отсутствует даже у богов. Именно оно побуждает человека встать на путь духовного совершенства, и когда это произойдёт, оно поведёт его по этому пути.

Таким образом, решение встать на внутренний путь принимает не человек, его к этому побуждает его Божественная душа – Психическое существо. Оно раскрывает в сознании человека возможности, созвучные более высоким планам сознания. Но так как раскрытые или раскрывающиеся возможности требуют для себя «пищи», то человек, вначале, пытается найти её в этом мире.

Это период, неосознаваемого поиска, может продолжаться многие месяцы и даже годы, и на путях поиска человек может побывать во многих тупиках и ловушках, которые будут выдавать себя за объекты поиска. И искатель, оказавшийся в этих тупиках и ловушках, не сразу сможет осознать, что он ищет совсем не то, что ему предлагают в этих случаях, но однажды, он осознает ложность обстоятельств, в которых он оказался и вновь возобновит свой поиск.

Для любого искателя смысла жизни и своего предназначения в ней, основные трудности в начале своего поиска состоят в том, что человек не знает где искать то, что он ищет. К тому же он не знает, что он ищет – совсем как в сказке: «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Но у искателя есть Божественная душа, которая не только поможет ему распознать ложные «духовные значимости» этого мира, но и постепенно подведёт его к тому, чего он ищет. Человек узнает искомое, когда найдёт его. А все его блуждания в поисках начала пути своего предназначения – это очень важная часть, предшествующая духовной работе человека – в период поиска в человеке формируется состояние готовности к встрече с началом пути, что постепенно меняет его изнутри. И когда его внутреннее «звучание» станет созвучным искомому – он найдёт то, что искал. Практически, он узнает то, что прежде, когда он ещё не был созвучен объекту своего поиска, пытался найти, но не узнавал и проходил мимо. На самом деле, человек в этот период ищет информацию, которую пытается найти в религиях, философии, оккультизме, в восточных практиках йоги и др. Поиск человека в таком случае можно сравнить с путешествие в неизвестное, которое в начале основывается на предположениях. Он может предполагать, что искомое находится среди религий и искать среди них, предполагать, что объект его поиска находится где-то в экзотических странах или местах, и будет прилагать усилия, чтобы побывать там и найти тех мудрецов, которые могу указать ему то, что он ищет.

Поиск – это уже начало пути. Если сознание человека ограничено пределами созвучия только с немногими планами сознания, то это ведёт не только к уменьшению поля его мировоззрения, но и, соответственно, формирует определённую позицию человека, которая так же будет ограничена, как и его мировоззрение. Позиции человека могут измениться, если расширятся возможности сознания воспринимать новые планы, которые прежде были недоступны

Мировоззрения людей подобны религиям, в которых храмом, где они служат своему богу, (которым может быть кто угодно и что угодно, например, семья, социальная значимость, богатства, власть, наслаждения, различного рода влечения, пороки и страсти и др.) является весь проявленный мир. В этом мире каждому человеку выделена его часть служения своему богу, потому что бог этого проявленного мира значимостей – многолик, и каждый человек служит какой-то одной его части. У каждого из служителей этого многоликого бога, которых мы называем обывателями, есть общая картина мира, в которую, он вносит некоторые индивидуальные особенности, в соответствии со своими психологическими свойствами. И у каждого человека с его индивидуальной религией есть свои непреложные догмы, и есть свои ритуалы, которыми является его повседневная деятельность в этом мире. Каждый человек имеет свою нравственность, которая делится на мораль для себя и мораль для других. И у каждого человека есть своё предназначение, о котором он почти всегда заранее нечего не знает. Примеров, свидетельствующих о непредсказуемости человеческой судьбы, можно привести множество, их может быть столько же, сколько людей на Земле и даже больше, потому что судьба каждого человека содержит в себе события, которые он не мог предвидеть заранее.

Исследуя себя, человек однажды осознаёт, что к определённому выбору его побуждает состояние, предшествующее этому выбору. Внутренние состояния, которые сопутствуют любой человеческой активности, определяют эффективность этой деятельности, а при общении людей друг с другом эти внутренние состояния могут или способствовать их взаимному пониманию, или же, напротив, непониманию друг друга. Каждый человек, если восприимчивость его достаточно высока, исследуя себя, может обнаружить, что любая его внешняя активность сопровождается различными внутренними состояниями, которые соответствуют его отношению к объекту этой активности. Но само по себе исследование и восприятие того, что исследуется ещё ничего в человеке не меняет. Очень важно, чтобы исследование проводилось с определённой целью. например, исследуя свои состояния, которые предшествуют любой внешней активности, человек может осознать, что состояние побуждения к этой активности, почти всегда возникает под влиянием каких-то внешних источников. Чаще всего такими источниками являются силы других планов сознания, которые заинтересованы в том, чтобы управлять человеком, так как при этом, они получают ту энергию, которая связано с реализацией побуждения во внешнем проявленном мире. И ещё человек может осознать, что любые его желания и нежелания чего-либо, в действительности ему не принадлежат, что их источником, опять-таки, являются определённые силы непроявленных планов сознания. Фраза, однажды сказанная Шри Ауробиндо: «исследуйте себя беспощадно», определяет то направление внутренней работы, которая трансформирует всю человеческую жизнь. Во-первых, исследуя себя, человек приходит к мысли, что он только биоробот, который выполняет волю многих сил непроявленных миров. Во-вторых, внутреннее внимание человека, направленное на исследуемые состояния, ослабляют интенсивность влияния этих сил на человека, что ведёт к тому, что он становится всё более свободным от их влияния. Исследуя свои врождённые инстинкты, человек начинает осознавать, что в значительной степени проявления этих инстинктов, побуждается опять-таки определёнными силами непроявленных планов сознания. И он начинает понимать, что до начала проведения исследований самого себя, он был биороботом, который присваивал себе различного рода стремления, желания и побуждения, которые возникали в результате управления им силами других планов реальности. И он начинает понимать, что исследование самого себя и всевозможных состояний, предшествующих различного рода его внешней активности, постепенно освобождает его от состояния биоробота, находящегося под управление чуждой для него воли.

Если человек систематически работает над собой, исследуя свою эмоциональную сферу и различные реакции эго, то со временем он начинает осознавать, что эта его внутренняя работа становится очень важной частью его жизни, а в дальнейшем и всей его жизнью. Он начинает осознавать полноту захваченности внутренней работой, когда любая его повседневная деятельность становится частью его внутреннего стремления исследовать самого себя.

Но мы уже говорили, что человек сам по себе никогда не начнёт исследовать самого себя и даже ограничивать реализацию каких-то побуждений во внешнем мире. Он будет это делать, если позади его деятельности есть соответствующее побуждение, источник которого имеет цель и стремится реализовать её в нашем проявленном мире, используя для этого человека. Человек же при этом будет считать, что это ему интересно, и он решил сделать это. Следовательно, человек должен знать, что некие силы избрали его для своей работы, и что у них есть цель, которая должна стать его целью. И если прежде он был несознательным инструментом этих сил, то теперь, когда он осознаёт, что его внутренняя работа является средством, которое в конечном счёте, сделает его сознательным человеком, перед которым откроется бесконечный путь, ведущий к совершенству.

Очень важным результатом этой внутренней работы является изменение состояние сознания, которое определяет, соответственно, изменённую позицию человека, при его взаимодействии с реальностью мира и его значимостями. Обратите внимание, что нет двух людей на Земле, позиции которых были бы абсолютно одинаковы, и есть целый спектр позиций, которые считаются нормой, а всё, что находится за пределами традиционного видения и понимания мира, считается отклонениями от общепринятой нормы. Но в человечестве, в различные периоды его существования, пределы нормы и отклонений от неё всегда колебались в значительных пределах и то, что вчера считалось патологией, сегодня утверждается как норма. Изменённое состояние сознания, о котором мы здесь говорим, состоит в том, что человек ставит на первое место не внешние значимости, которые могут быть как материальными, так и не материальными, а на внутренний их действительный смысл и намерение, которые ставит эти значимости на первое место. При этом, привычные для нас внешние стороны этих значимостей мы осознаём, направляя на них наше внешнее внимание, а для того, чтобы осознать действительной смысл и намерение используется внутреннее внимание. Конечно, при этом не теряется внешний смысл значимостей, но он перестаёт быть главным, и отодвигается на второстепенные места. И это меняет всё – внешний мир перестаёт быть основой бытия, а внешний прогресс человечества основой эволюции его сознания. И, кажется, что всё, что он создаёт во внешнем мире, не служит реальному благу человека, раскрывая в нём не самые высокие его возможности.

Человеческие позиции в современном мире, основываются на намерениях человека, полностью связанных с его внешним бытиём. Но внешний проявленный мир – это только ничтожно малая часть тех планов сознания, которые проявляют себя на Земле. И, кажется, что проявленная реальность содержит в себе всё, что необходимо для человеческой жизни. Но, кроме программ восприятия проявленного мира и взаимодействия с ним, человек содержит в себе и те программы, которые позволяют ему воспринимать внутреннюю реальность самого себя. И это интересно, и кажется непонятным, так как на первый взгляд эти возможности человека, для того, чтобы быть успешным во внешнем мире, ему совсем не нужны. А у Бога нет ничего лишнего или недостаточного в его бесконечном теле, которым мы называем Мироздание. Следовательно, возможности человека исследовать свой внутренний, мир было изначально заложено в него с определённой целью – проявленный мир является местом, где Бог создаёт человека. Первый этап его создания уже завершён, и в него уже вложена Божественная душа, которая будет проводником его на внутреннем пути. И, кажется, что уже всё готово и человек может отправляться в бесконечный путь, на котором он однажды станет человеком духовным – Гностическим существом, что, возможно, будет только очередным этапом эволюции его сознания. Но человеку удобно и привычно жить в этом проявленном мире с его значимостями и его проблемами, и сам он никогда не решится отправиться в беспредельную неизвестность. Но и это предусмотрено Богом – в каждого человека он вложил Божественную душу – Психическое существо, которое исподволь, незаметно для человека трансформирует его сознание, открывая в нём более высокие возможности. Это приводит к тому, что у человека появляются потребности, которые ему трудно, а иногда даже невозможно, удовлетворить в этом проявленном мире. Любые возможности, раскрываясь в человеке, требуют для себя адекватной пищи, и человек становится искателем чего-то, что он пока ещё не знает. В тех случаях, когда Божественная душа ещё не достаточно трансформировала его сознание, человек может удовлетвориться «пищей, которую ему может предоставить религия, в тех же случаях, когда трансформация его сознания более выражена, человек не удовлетвориться религией и будет продолжать поиск, пока однажды не найдёт искомое. Здесь интересно то, что человек до последнего не знает, что он ищет, но об этом знает его Божественная душа, которая ведёт его к объекту его поиска. Человек узнает, что он искал, только тогда, когда он найдёт искомое. Сам поиск следует считать подготовкой сознания человека к встрече со своей духовной судьбой. И как только человек готов к этой встрече –  она обязательно состоится.

Отличительной особенностью внутреннего пути является то, что на нём нет целей, которые человек мог бы достичь, и искатель, если он искренен, никогда не будет ставить перед собой какие-то конечные цели. Внутренний путь не имеет ни начала, ни своего конца. Про него можно сказать, что он берёт своё начало в бесконечном прошлом и уходит в бесконечное будущее. Но это только метафора, так как искатель на внутреннем пути, которого так же можно назвать исследователем, никуда не идёт, а всё, что необходимо для его внутренней работы, само приходит к нему. Это и есть «путь без пути», который радикально меняет человеческую жизнь и её смысл. Для обывателя такой способ бытия может показаться совершенно неприемлемым, потому что на внутреннем пути нет тех значимостей, которыми заполнен его проявленный мир, ни тех целей, к которым он мог бы стремиться и, к тому же, на внутреннем пути нет тех привычных состояний удовлетворения, при завершении какой-то деятельности, и нет тех радостей, которые даёт ему привычный для него проявленный мир. Но всё это не является существенным для духовного искателя, потому что его мировоззрение так же изменено, в соответствии с Божественным намерением, и судьбу, которая выпала не его долю, он ни на что не сменяет.

В духовной практике имеет не главное значение то, что он исследует внутри себя, а важны результаты этой работы – человек постепенно из биоробота превращается в человека, в нём раскрывается та высшая часть сознания, которая со временем становится созвучной более высокому плану сознания. Для него радикально меняется значение проявленного мира и своего места в нём, его цели никакого сравнения с целями подавляющего большинства людей в этом мире, не имеют. Любые проблемы для искателя становятся полем его деятельности – он не преодолевает их, но использует во внутренней работе.