Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО В ОСНОВЕ НАШИХ ЖЕЛАНИЙ И СТРЕМЛЕНИЙ

--

 

Активность человека при реализации любых стремлений будет близка к нулю, если её процесс или результат не будут вызывать удовлетворения, удовольствия, радости, наслаждения. И это верно даже тогда, когда активность подневольная, потому что в результате такой активности, человек избежит наказания, и, это вызовет в нём удовлетворение. Но бывают такие необходимости, подчиняясь которым, человек в большей степени испытывает страдания, отвержения, чем удовлетворение. И если прекращение этой активности не грозит человеку наказанием, то он будет избегать её. Это же он будет делать, если его индивидуальное неприятие этой активности, и даже наказание за его неактивность будут выражены в меньшей степени, чем неприятие её. Из двух зол он будет выбирать меньшее, в которых он предпочтёт наказание, нежели выполнение нежеланной работы. Но возможны и такие обстоятельства, когда человек должен выполнить обещанное, или его работа является необходимой частью большей работы, и если человек выполнит её кое-как, то от этого пострадает вся работа, и, кажется, что у человека должна быть ответственность за качественное выполнение своей части работы, по крайней мере, к этому его должно побуждать чувство долга. И такого человека можно спросить: имеет ли он совесть, ведь результатами своей работы он подводит всю бригаду? Я не буду рассматривать здесь варианты оправданий этого человека, потому что каждый может оправдываться по-своему. Но есть немало людей, у которых действительно нет совести, и, следовательно, нет чувства долга, чувства ответственности и, к тому же, чувства благодарности. Такой тип людей обычно руководствуется идеями выгоды, чему может препятствовать совесть, поэтому, когда на чаше весов оказываются выгода и совесть, то выгода часто выглядит предпочтительнее, и человек выбирает пути выгоды, что ведёт к тому, что он постепенно теряет совесть. Советь – это эманация Божественной души, которую Шри Ауробиндо назвал Психическим существом или истинным «Я» человека – его возможное великое будущее. Возможное потому, что оно оставит человека, если он предпочитает материальные блага, своему духовному предназначению. И это касается не только какой-то деятельности человека, но и его отношений с окружающей реальностью, которой могут быть как близкие люди, так и окружающая его природа. Но удовлетворение и удовольствие человек испытывает не только в результате какой-то деятельности, но и во многих других случаях. Например, фирма его конкурента обанкротилась, человек, который обманул его, сам был обманут кем-то в ещё большей степени; жертвой ревнивца чаще всего бывает его близкий человек, а не тот, к кому он приревновал его. Это ведь тоже вариант выгоды, когда всё присвоенное принадлежит мне и только мне. Подавляющее число людей стремится к значимости своей персоны, и все действия этих людей вызывают у них чувство удовлетворения и даже гордости за самого себя, если в результате его взаимоотношений его значимость возрастает. На Земле не было бы богатых людей, если бы богатство не повышало их значимость. Люди не стремились бы к власти, если бы власть была бы только обязанностью и не повышала бы их значимость, и не вызывала бы у них удовольствие и состояние гордыни. Кстати состояние гордыни – это только одна сторона, переживаемая человеком, имеющем власть, другой стороной является удовольствие, интенсивность которого соответствует степени, в которой человек может пользоваться полученной властью.

Стимулом к любому виду активности может служить стремление увеличить то, что имеешь, или же получить то, чего у тебя не было. Всё это можно назвать стремлением к увеличению самого себя, а в некоторых случаях, сохранению себя в тех пределах, в которых человек находился прежде. В конечном счёте, всё это – стремление к утверждению своей значимости и по мере возникающих возможностей, увеличение её.