Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СОЗВУЧИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИЯХ

--

Спектр человеческих мировоззрений разнообразен – от примитивного уровня, сравнимого с животным, до, практически, безграничного. В зависимости от уровня спектра мировоззрения человека, жажда знаний в нём выражена не одинаково. Чем ниже и примитивнее уровень мировоззрения, тем жажда знаний выражена слабее и стремление к каким-то видам деятельности выражено в меньшей степени. При примитивном уровне мировоззрения у человека в значительной степени ограничен круг его интересов, и он может быть бесконечно великим при мировоззрениях беспредельных. Если сравнить уровни мировоззрения с полем, то у одних это поле таково, что на нём едва поместиться пара грядок, на которых, могут произрастать какие-то две огородные культуры. У тех же, которые владеют беспредельным полем, на нём произрастают множество самых разнообразных культур и ещё остаётся много места, где можно будет выращивать какие угодно другие культуры. В зависимости от размеров поля мировоззрения люди испытывают соответствующую жажду знаний. У одних она сравнима с лёгким любопытством, у других, имеющих бескрайнее поле мировоззрения, жажда знаний неутолима и горит ярким неугасимым пламенем, который даже в преклонном возрасте не снижает своей интенсивности.

Почему-то принято считать, что человек, имеющий высшее образование – это обязательно умный человек. Ну а если человек закончил два или более вузов, то, надо полагать, что это мудрец. Но в действительности образование ума не добавляет, оно даёт человеку специальность, а иногда только диплом. Известны случаи дебильности – лёгкой степени олигофрении – среди студентов гуманитарных вузов: медицинских, педагогических и др. при хорошей памяти они с успехом заканчивают гуманитарные ВУЗы. Правда, в дальнейшем, работая специалистом, они особой сообразительностью не блещут, и особой жаждой знаний не страдают. Но зато, нередко, имеют очень высокое мнение о себе, что, по-видимому, является своеобразной компенсацией, имеющейся у них внутренней «недостаточности».

Когда мы говорим о созвучиях в человеческом мировоззрении, то имеем в виду смысловое сходство, или сходство принципов, качеств или процессов. Но созвучие может проявляться и в человеческих стремлениях, интересах, желаниях, взглядах на реальность мира, которая может быть представлена всевозможными материальными и духовными значимостями, идеями и мнениями.

Это подобно эху в горах, когда громкий звук отражается от многих склонов гор многоголосым эхо. Но эхо, созвучное источнику звука не возникнет при малых замкнутых пространствах, поэтому человек, поле мировоззрения которого не велико, не осознаёт созвучия между тем, с чем он взаимодействует в ближайшем его окружении, с более масштабными процессами, происходящими в мире. Например, занимаясь растениеводством и наблюдая, как всё, растущее из земли, тянется к свету, как соки растений стремятся по стеблю и ветвям растения вверх, человек, имеющий широкое мировоззрение, может придти к выводу, что всё в мире стремится к совершенству. Но, так как у каждого человека, у каждого народа и даже у каждого государства – своя правда и свои идеалы, то и стремятся они в разные стороны, в соответствии со своим представлением о совершенстве.

Таким образом, если человек осознаёт общность структурных принципов, или сходство процессов, или смысловое подобие между какими-то событиями местного значения и мирового масштаба, то это свидетельствует не только о том, что поле его мировоззрения стремится к беспредельности, но и о глубине понимания им сути всего происходящего в мире. И к этому можно добавить, что такие люди могут видеть связь между событиями, происходящими в мире в настоящее время, с тем будущим, к которому, не осознавая этого, стремится всё человечество.

Знание всего этого может привести к мысли, что люди, имеющие узкое мировоззрение, страдают от своей недостаточности и даже, в некоторых случаях, своей ущербности. Но этого в действительности не происходит, потому что подавляющее большинство людей чувствуют полноту своего мировоззрения и довольны собой. Но в этом удовольствии почти всегда не достаёт удовлетворения своим социальным положением