Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВОСПИТАНИИ ВНИМАНИЯ

--

 

Для человека очень важно удерживать своё внимание, как внешнее, так и внутреннее, на том объекте, который в период работы человека является самым главным. Для того, чтобы это стало возможным для него необходима осознанность, восприимчивость и сила воли. Обычно человек не придаёт значения тем процессам, которые происходят внутри него на ментальном, витальном и психическом уровнях, хотя там то и дело появляются волны побуждений, желаний или отвержений, сквозь которые человек может осознать запланированные или спонтанные необходимости, навязываемые ему влияниями низшей природы. Человек может исследовать свой внутренний мир в течение всей своей жизни, и в то же время оставаться неизменным исполнителем воли низшей природы, которая переводит его внутреннее внимание с одного объекта на другой. Этим самым, она создаёт в человеке состояние неопределённости, в котором человек становится легко управляемым различными, как внешними, так и внутренними её влияниями.

Так как у большинства людей внутреннее и внешнее внимание не отделены друг от друга, и на первом месте стоит внешнее внимание, то для воспитания устойчивости внимания необходимо использовать его внешнюю часть. Для этого человек должен осознанно формировать свои приоритеты, в которых определяется главное направление его внешней деятельности. В дальнейшем, в своей деятельности он должен придерживаться избранного им приоритетного направления. При возникновении каких-либо побуждений отвлечься от основной работы, необходимо осознавать это побуждение, и волевым усилием отстранять его, и продолжать свою прежнюю приоритетную деятельность. В дальнейшем он обнаружит, что низшая природа в нём начнёт прилагать дополнительные усилия и более настойчиво, и часто отвлекать его в направлении каких-то внешних объектов. Обычно, для человека соблазн отвлекаться может оказаться непреодолимым – низшая природа настойчива в своих приоритетах и будет пытаться не позволить человеку быть хозяином самого себя. Ведь она всё предыдущее время использовала его, как свой послушный инструмент, а он вдруг решил своевольничать. Но низшая природа во многом механистична, и человек может уговорить её не отвлекать его, до тех пор, пока он не закончит работу или какую-то часть её. Разумеется, при этом он просто решит для себя, что отвлечётся в том направлении, в котором приглашает его низшая природа, только после завершения работы. Иногда такого внутреннего решения бывает достаточно, но, к сожалению, не всегда. Когда человек в период работы потеряет бдительность, то он может и не заметить, как низшая природа уведёт от его основной работы, в какое-то пустое отвлечение, и он замечает, что уже не занимается тем, что он осознанно наметил для себя, а с удовольствием занимается чем-то другим, не имеющим отношения к его главному приоритету. Поэтому человек, при воспитании внимания, должен быть достаточно бдительным и восприимчивым, чтобы противостоять низшей природе в нём, для которой очень важно, чтобы он был несознательным, что позволит ей беспрепятственно управлять им. В воспитании своего внимания нужно быть настойчивым, и не позволять низшей природе управлять вами по своему усмотрению. И однажды низшая природа сдастся, потому что воля человека – это частное проявление его могущественной веры (вспомните слова Иисуса Христа о вере с горчичное зерно, которая может передвигать горы).

Следующим шагом в воспитании внимания будет отделение внимания внешнего от внимания внутреннего. Здесь мы сделаем небольшое отступление, чтобы сказать о функциях внутреннего внимания. Человек только тогда осознаёт внешнюю реальность, когда она отразится внутри его существа, другими словами, осознание воспринятого человеком происходит внутри него самого. Но внутри себя он воспринимает не только внешние отражённые  вовнутрь образы, но и различные состояния, которые могут возникать параллельно с этим. И эту работу он должен делать постоянно до тех пор, пока она не станет автоматической, благодаря чему, человек будет осознавать одновременно и форму, которая воспринимается внешним вниманием, и содержание и смысл, воспринимаемые вниманием внутренним. На самом деле, происходит не отделение внешнего внимания от внутреннего, а усиление внутреннего внимания, которое становится более восприимчивым и ярким, и человек уже не может не осознавать то, что воспринимается его внутренним вниманием.