ЕЩЁ О СТРЕМЛЕНИИ К ЕДИНСТВУ

Человек всегда стремиться к единству или созвучию с кем-либо или с чем-либо, но очень часто это стремление не ради истинного единства, а ради каких-то других целей. Это стремление не должно быть «любой ценой», и почти всегда оно не реализуется в полной мере и часто заканчивается в самом начале, когда в этом стремлении человек получает желаемое, и очень редко это стремление становится смыслом его жизни. Стремление к единству это, в конечном счете, стремление к познанию. Вы можете себе сказать, что познали что-либо, если вы достигли определённой степени единства с познаваемым. При этом, вы должны знать, что понять что-либо – это не означает стать единым с тем, что вы понимаете. И ещё вы должны знать, что путь к единству, или как мы уже говорили – путь к познанию – это путь принесения каких-либо частей своей личности в жертву, взамен которой вы приобретаете нечто более ценное. И это верно не только тогда, когда вы стремитесь к единству с другим человеком или к единству с какими-то определёнными знаниями, но и на пути к единству с Божественной истиной. Другими словами, вы жертвуете тем, что или препятствует единству, или же не может быть составной частью этого единства. Стремление к единству – это не расширение поля общих интересов; и единство не может быть ментальным, витальным или физическим, хотя всё это оно может включать в себя. На самом деле к единству стремятся Божественные души в людях или их истинные «Я». Единство обогащает людей, объединяя их глубинную суть – их личностные зоны – в одно целое. И это объединение увеличивает спектр психологических особенностей каждого из них, обогащает видение реальности этого мира, потому что каждый человек воспринимает и оценивает окружающую его реальность по-своему. И ещё, что очень важно, единство всегда выше двух индивидуальностей, оно над ними и поднимает их на следующую, более высокую ступень сознания. Особенно это касается единства мужчины и женщины. Не напрасно Шри Ауробиндо сказал, когда в ашрам приехала и осталась в нём Мирра Альфасса, что теперь работа будет сделана.

 Каждый человек имеет в себе мужскую и женскую ипостаси, но у мужчин преобладает мужская, а у женщин – женская. При единстве эти внутренние составные части человека объединяются, и сознание его поднимается на более высокий уровень. При единстве двух всегда возникает нечто третье, объединяющее этих двух – результат этого единства. В свою очередь, это третье так же состоит из внутренних противоположностей, которые должны объединиться, чтобы породить ещё более высокое – третье и т.д. Стремление к единству это всегда стремление к более тонким составляющим более грубой реальности, это стремление в бесконечную всё более тонкую глубину, предел которой никогда не будет достигнут, потому что путь познания – это всегда взаимодействие противоположностей, на всё более тонких уровнях, потому что познающий и познаваемое – это так же противоположности. 

Духовный путь – это всегда взаимодействие познающего и познаваемого, но это не встреча внешнего и внутреннего, потому что и познающий и познаваемое находится в нас самих. И здесь мы встречаемся с интересными и важными особенностями процесса познания, во-первых, познающий всегда имеет более высокие вибрации той части сознания, которая участвует в познании. Это положение познающему обеспечивает его Психическое существо или истинное «Я». Во-вторых, сам процесс познания поднимает весь спектр планов сознания, потому что любое познание – это стремление к единству, без которого познание невозможно. Более того, любое взаимодействие с окружающей реальностью будет ли оно осознанным или же бессознательным - содержит в себе элементы познания и, поэтому все формы жизни, обитающие на Земле и ещё где угодно в мироздании в своей активности стремятся через познание к единству, которое в свою очередь, повышает уровень сознания всего мироздания. И тогда стремление человека познать Божественную истину, можно сравнить с  попыткой догнать свою тень и наступить ей на голову, в то время суток, когда солнце может находиться за спиной человека.

Конечно, говоря об эволюции сознания, которая происходит при любого вида активности человека на Земле, а так же любых других форм жизни и на Земле, и в множестве других вселенных, мы должны помнить, что кроме эволюции существует и деградация. Деградирует то, что должно уступить место новой волне эволюции, и в то же время деградация в каких-то своих частях служит своеобразной пищей для эволюции, так как является для человека и человечества условием получения опыта. Можно сказать, что деградация является частью любой эволюции. И ещё, деградацию можно сравнить с процессом обучения в школах, когда некоторые из учеников, неспособных усвоить программу, остаются в том же классе на следующий год, а все остальные ученики переходят в следующий класс, поднимаясь на более высокую ступень познания. Но среди оставшихся на второй год и среди тех, которые поднялись на более высокую ступень познания, так же нет равенства и так же есть свои противоположности, между которыми так же происходят взаимодействия, которые совсем не обязательно могут быть осознанными. Каждый человек, каждый народ и даже всё человечество, сотканы из противоположностей, благодаря чему происходят внутренние процессы, которые необходимы не только для эволюции жизни, ума и сознания, но и эволюции духа. И этот процесс происходит не зависимо от того, осознаётся ли это человеком, или какими-то другими формами жизни, или не осознаётся. Правда, само осознание взаимодействия противоположностей многократно ускоряет эволюционный процесс, и тот результат, к которому человек пришёл бы через тысяча жизней, он может пройти всего в одну человеческую жизнь.

Всё случающееся с человеком в его судьбе происходит с согласия каких-то частей его существа, даже насилия и смерть невозможны без его согласия. Под согласием здесь понимается не только то, что он осознаёт и одобряет, но то его внутреннее состояние, которое ведёт его к встрече с определённым событием. Действительно, человек однажды оказывается на том пути или участником тех событий, к которым однажды он стал созвучен, а созвучие мы можем рассматривать как одну из граней согласия. Но начало пути, с которым созвучен человек, может быть несозвучным в его конце. Этим пользуется низшая природа, чтобы ввести человека в состояние захваченности, которое вначале бывает сладким и горьким в конце. Даже смерть, приходит ли она неожиданно, или же человек умирает своей естественной смертью, окончательно овладевает человеком только после его согласия на встречу с ней. Это согласие может длительное время вести человека на встречу с фатальным событием его жизни, или же привести к внезапному решению прекратить своё существование на Земле.

Судьба человека может в значительной степени измениться, если его стремления не могут быть завершены в условиях проявленного земного мира. Здесь на Земле, любой выбор, который может сделать для себя человек, будет завершён в этом проявленном мире, в котором судьба каждого живого существа предопределена заранее. Помните, у Горького в «Песне о соколе» есть такие слова: «летай иль ползай, конец известен – все в землю лягут, все прахом будут». Но человек уже во многом превзошёл животное и фатальная неизбежность быть закопанным в землю им может быть превзойдена. Для этого необходимо выбирать такие цели в своей жизни, которые невозможно реализовать в этом проявленном мире значимостей, потому что они выходят за его пределы. Такой целью не может быть власть, потому что она имеет смысл только тогда, когда есть подвластные.  Следовательно, стремление человека к власти может иметь для него смысл только при его жизни на Земле. то же самое можно сказать о богатстве и других захваченностях человека, которые могут быть реализованы только в заемных условиях. Но всё может измениться и фатальность человеческой судьбы может быть превзойдена, если человек выберет для себя путь совершенства. Действительно, этот путь никогда не будет завершён, потому что нет пределов совершенствованию. Но не любое совершенствование беспредельно. Например, физические тела людей имеют пределы своей жизни, и в любом случае, сколь бы мы ни совершенствовали своё тело, оно, тем не менее, останется смертным. Но Мироздание с его бесконечным множеством вселенных – это бесконечный и вечный океан сознания. Мы, люди, части этого океана, и если мы изберём для себя путь, ведущий к совершенству сознания, то этот выбор может привести нас к всезнанию, вездесущности и бессмертию. Тогда человек должен стремиться к единству с Божественным и его совершенством. Этот путь при любых обстоятельствах выходит за пределы земного существования. И очень важно, чтобы у человека на этом пути было достаточно искренности. Искренность – это несгибаемое намерение, это абсолютная жертва, в которой человек всю свою жизнь посвящает внутренней работе, целью которой является стремление к бесконечному совершенству.