ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОЖЬ

Мы однажды говорили, что каждый человек имеет свою правду, которая соответствует степени отстранённости его от истины. Правда любого человека включает в себя и его мировоззрение, которое формировалось под влиянием атмосферы его правды, и способ восприятия реальности мира и себя в нём, и взаимодействие человека с окружающей его реальностью, которое так же соответствует правде этого человека, все его эмоциональные реакции его стремления и его способы решения проблем так же соответствуют его правде. Практически, вся человеческая жизнь строится в соответствии с его правдой. И всё разнообразие человеческих индивидуальностей, каждая из которых жив            ёт по своей правде, создаёт иллюзию внешнего проявленного мира с его значимостями, которые так же являются иллюзией.

Когда мы говорим о внешней реальности, в которой обитает человек, то понятие: «внешняя реальность», в которой субъект отделён от объекта, не соответствует истине. Конечно, внешняя реальность существует, но она в своей полноте не соответствует нашим представлениям о ней. Дело в том, что мироздание многомерно и все его измерения существуют в одном и том же пространстве, как радиоволны, несущие на себе различные телевизионные передачи, существуют в одном и том же пространстве. Но человеческое существо является составной частью этого многомерного мира, поэтому прав был Шри Ауробиндо, когда однажды сказал, что человек одновременно живёт во многих мирах. Другими словами, человек имеет целый спектр индивидуальностей, каждая из которых созвучна своему плану реальности мироздания. И каждая человеческая индивидуальность подчиняется сознанию человека и может ничего не знать о других индивидуальностях, которые обитают в других мирах единой многомерной реальности Мироздания. Но сознание имеет связь со всем многообразием индивидуальностей человека и при изменении внутреннего эмоционального состояния или внешних обстоятельств сознание выводит на передний план ту индивидуальность, которая адекватна изменившимся обстоятельствам. На самом деле та индивидуальность, которая адекватна изменившимся обстоятельствам, остаётся на своём плане реальности, который, чем ближе к привычному для нас плану реальности, тем внешне ближе по своей материальной структуре к привычной для нас реальности, а те планы реальности, которые соседствуют с нашим проявленным миром, практически не отличаются от того, что мы постоянно воспринимаем вокруг себя. Но значимость объектов и отношение к ним от плана к плану реальности могут меняться в значительной степени. 

Если бы реальность мироздания была одномерной, то ни о какой эволюции сознания речи бы не могло быть, всё было бы  фатально неизбежным, потому что у человека не было бы никакого выбора, а только узкий коридор, по которому жизнь вела бы его от рождения и до смерти.  Человек, будучи многомерным существом, живя в таком же многомерном мире, вершина спектра которого поднимается до супраментальных планов сознания, может подниматься по этому спектру, как по ступеням к своему великому будущему, в котором он станет Гностическим существом, домом которого будет всё мироздание. У человека, воспринимающего смысл всего здесь сказанного, может возникнуть вопрос о многоплановости человеческого существа. Имеют ли двойники человека, обитающие на других планах свои тела, подобные нашему физическому телу, или же для них является прибежищем и средством их самовыражения то единственное тело, которым мы пользуемся в нашем проявленном мире? Конечно, есть только одно физическое тело, которое мы можем осознавать, как средство, которое мы используем при взаимодействии с проявленной реальностью нашего мира значимостей. Но мы в сновидениях воспринимаем и взаимодействуем с той реальностью, которую сновидим в сновидных телах, которые воспринимаем как наши обычные физические тела. Более того, на других планах сознания, на которых мы находимся в период сновидения, наши тела имеют те способности, которые отсутствуют в нашем физическом теле, например, мы можем летать и, будучи сознательными в сновидениях, можем посещать любые места и не только на человеческом плане сознания, но и в других, нам созвучных мирах.

У человека семь основных чакр (Шри Ауробиндо говорил, что есть чакры более низкие, чем Муладхара чакра). Муладхара чакра имеет четыре лепестка. Свадхистхана – шесть лепестков. Манипура – десять лепестков. Анахата – двенадцать лепестков. Вишудха – шестнадцать лепестков. Аджна – два лепестка, и Сахасрара чакра или тысячалепестковый лотос над головой – высший центр сознания, местопребывание Атмана (Дживатман). Каждый лепесток – это вселенная, канал, связывающий созвучные внутреннюю и внешнюю вселенные. внутренние вселенные в человеке существуют, как возможности, которые раскрываются под влиянием сил и эманаций внешней вселенных, что приводит к тому, что внутренняя и созвучная ей внешняя вселенные, объединяются в одно целое и человек становится выразителем соответствующего плана сознания в этом проявленном мире. И тогда его взаимоотношения, его стремления и взаимодействие с окружающей его реальностью, его желания и его мнения становятся созвучными с тем планом сознания, с которым он объединился. Конечно, план сознания или внешняя вселенная, по своей интенсивности неизмеримо превосходят возможности человека противостоять этим силам, тем более, что человек не может противостоять своему двойнику на каком-либо из планов сознания, которого мы назвали сновидным телом человека, так как он является частью человеческого существа. Поэтому для человека, идущего внутренним путём, очень важна восприимчивость, позволяющая ему осознать в самом начале проникновение в него влияний инфернальных сил. Воля человека способна ограничить влияния сил низших миров только в самом начале этого процесса. В дальнейшем человек может только сдерживать стремление этих сил реализовать себя в реальности нашего мира. Реализация любых сил в земном проявленном мире – это создание мостов между какими-либо запредельными мирами и земным проявленным миром.

Говоря о чакрах, мы упомянули только пятьдесят планов сознания, что соответствует лепесткам шести чакр, а седьмая чакра – сахасрара или тысячалепестковый лотос – это обещанные человеку возможности бесконечного восхождения его сознания по планам запредельных миров. Из всего спектра планов сознания человек использует только некоторые из них, и чем уже человеческое сознание, тем более скудным является набор планов сознания, на уровне которых он существует в этом проявленном мире, и тем меньше у этого человека возможностей идти внутренним путём. Обычно, эти люди удовлетворяются ментальными построениями предполагаемых знаний и считают, что понимание каких-то положений, касающихся внутренней практики, вполне достаточно, чтобы считать, что они идут духовным путём.

Спектр планов сознания, в который встроен каждый человек, можно представить в виде своеобразной пирамиды, основание которой находится ниже поверхности земли, а вершина этой пирамиды уходит в беспредельность неба. Каждый уровень сознания этой пирамиды можно представить как этаж фантастического, беспредельного небоскрёба, на котором всё сущее подчиняется определённым законам и следует тем правилам, которые соответствуют уровню этого плана сознания. Через центр пирамиды сквозь её вершину, вниз, до её основания, опускается ослепительно яркий луч супраментального света, который наиболее ярко освещает её самые верхние этажи, в то же время, самые низкие этажи получают супраментального света значительно меньше, чем этажи верхние. Но это только метафора, показывающая, что самые нижние этажи этой пирамиды сознания своей периферией отстоят наиболее далеко от истины. Можно спектр планов сознания представить в виде концентрических кругов, расположенных от центра на различном удалении. Тогда центр будет представлять пятно яркого света, интенсивность которого убывает по мере того, как эти круги располагаются всё дальше от центра. В действительности каждая вселенная занимает всё пространство мироздания и отличается от других вселенных только частотой вибраций своего сознания.

Чем ниже находится план сознания и чем дальше он от центра истины, тем в большей степени искажается истина, но на каждом уровне сознания эти искажения воспринимаются как своя индивидуальная правда каждого человека, соответствующая уровню его сознания. Но любое искажение истины является ложью, которая является основой личности человека и определяет его отношение к реальности окружающего человека мира и взаимоотношение его с этим миром. Можно привести несколько примеров, показывающих различие проявлений в этом мире значимостей лжи и истины. Для лжи характерно присвоение, а для истины – жертва. Ложь стремиться проявить себя через выгоду, а истина – через справедливость. Ложь в возникших проблемах ищет виновного, а истина считает, что все проблемы берут своё начало в самом человеке, который столкнулся с этими проблемами. Для лжи характерно – жить для себя, и брать то, что доступно, в то же время истина проявляет себя жизнью для других, и стремится брать только то, что заслужено личным трудом в пределах необходимости, не осуждаемой другими людьми. Обычно ложь опирается на эго и его инструменты – ум и витал, а во внешнем мире на выгоду и честолюбие, в котором обязательно присутствуют элементы удовольствия. Истина опирается на сердце человека – его Божественную душу, истинное «Я» человека, которое Шри Ауробиндо назвал Психическим существом. Сознательная ложь, наиболее далеко отстоит от истины и став привычной, становится одним из вариантов автоматизмов человека. Ложь проявляет себя не только тогда, когда человек использует свой речевой аппарат, но она проявляет себя во всех сферах его деятельности, становится частью его личности и основным фоном его мировоззрения.

Каждый план реальности мироздания живёт по законам и правилам своей правды. И только благодаря этим законам и правилам это план реальности или план сознания может существовать, как единое целое. Или же, другими словами, каждый план реальности мироздания в своём основании имеет свою правду. И если это основание разрушить, то определённость плана сознания, опирающаяся на свой индивидуальный фундамент лжи, так же разрушится, что приведёт к нарушению  процессов, необходимых в эволюции сознания. В Мироздании нет ни в чём избытка или недостатка. Духовный искатель, находясь на позициях сердца осознаёт в себе ложь, которая может проявляться в словах, эмоциональных реакциях, во взаимодействиях с реальностью этого мира и в отношениях человека к самому себе. И та часть сознания, которая поддерживается его Божественной душой или истинным его «Я», трансформируется в «Свидетеля», который не только меняет позицию человека в его взаимоотношениях с проявленной реальностью мира значимостей, но и врастает в более высокие планы сознания, что соответствует истинному человеческому предназначению. Всё в мире имеет свои противоположности из взаимодействия которых в человеке рождается новое более высокое состояние, раскрывающее перед человеком новую реальность со своими, но уже более высокими противоположностями.