Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВАЖНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ВНИМАНИЯ ОТ ВНЕШНЕГО

--

Отделение внутреннего внимания от внешнего – это первые шаги к состоянию, в котором человек способен «жить изнутри». Внутреннее внимание в отличие от внешнего – это ключ, открывающий возможности человека. Кроме того, внутреннее внимание, являясь инструментом намерения человека, может исследовать различные внутренние состояния. Благодаря внутреннему вниманию человек может, исследуя сверхслабые состояния, увеличить свою способность к восприимчивости, может удерживать исследуемые состояния от их экспансии, и даже проникать в те планы реальности, которые являются источником различных состояний, переживаемых человеком. И, что очень важно, внутреннее внимание способно воспринимать внешние всевозможные влияния, будет ли это аура намерения другого человека или же, ауры приближающихся событий. Кроме того, внутреннее внимание может быть каналом, по которому более высокие влияния могут нисходит в человеческое существо, что является очень важным на внутреннем пути и без чего никакая эволюция сознания человека невозможна.

Отделять внутреннее внимание от внешнего человек может следующим способом: в период ходьбы куда-нибудь, нужно неожиданно обратить внимание на идущее тело. В этот период можно осознать что тот, кто обратил внимание на идущее тело, этим телом не является.  Внутренний «Свидетель», осознающий идущее тело человека, должен осознавать это состояние как можно дольше. Это же упражнение можно выполнять и при любой другой деятельности человека. Это особенно легко происходит, если деятельность, выполняемая человеком, совершается в автоматическом режиме. Но если человек попытается в период беседы с другим человеком, осознать свою речь, то к своему удивлению, он может обнаружить, что и говорит тоже не он, но его тело. Следовательно, речь человека в своей значительной части так же автоматична и состоит из шаблонов, которые соединяются в нужные предложения в определённой последовательности так же в автоматическом режиме. В этой работе по отделению внутреннего внимания от внешнего, есть одна особенность: осознанность автоматизмов, в которых присутствует более тонкой деятельности, будет в значительной степени затруднена, но при повторных попытках внутреннее внимание человека однажды приобретёт способность более длительное время быть отделённым от того процесса, который оно воспринимает. Эти упражнения необходимо выполнять как можно более часто, до тех пор, пока внутреннее внимание полностью не отделиться от внимания внешнего. Человек в таком случае будет воспринимать и осознавать воспринятую внешнюю реальность не только при помощи внешнего внимания, но и внимания внутреннего одновременно. Правда, он и прежде воспринимал внешнюю реальность, как внешним, так и внутренним вниманием, но внутреннее внимание тогда заглушалось внешним, и человек не осознавал то, что воспринималось его внутренним вниманием. И процесс отделения внутреннего внимания от внешнего в значительной степени увеличивает способность человека осознавать то, что воспринимается внутренним вниманием. Когда Шри Ауробиндо говорил, что духовный искатель должен жить изнутри, то он имел в виду, что человек должен опираться в своём взаимодействии с внешним миром на те знания, которые он получает при восприятии этого мира внутренним вниманием. Если внешнее внимание воспринимает формы и качество объектов внешнего мира, то внутреннее внимание воспринимает содержание, суть и намерения этих объектов. Более того, оно воспринимает силы, которые стоят позади происходящих событий и даже позади людей, с которыми человек общается. И это приводит к тому, что восприятие самого себя и окружающей реальности человеком, радикально меняется, жизнь изнутри формирует в нём не только другое видение мира и понимание его действительного предназначения. Когда человек начинает «жить изнутри», то это решает многие его проблемы, одной из которых, очень важной, является успокоение ума. Когда внутреннее внимание, которое является инструментом «Свидетеля»,  выходит у человека на передний план, то оно, освободившись от давления ума и витала, приобретает интенсивность, которой у него прежде не было. И тогда ум и витал в своей активности занимают вспомогательные места и становятся послушными исполнителями воли «Свидетеля». Ум, прежде считавший, что он является единственным и безраздельным управляющим в человеческом существе, вынужден оставить, незаслуженно присвоенный царский трон и занять в человеческой личности предназначенную для него должность исполнителя воли «Свидетеля».   А мы однажды уже говорили, что «Свидетель» – это часть сознания, которая находится под полным руководством истинного «Я» человека или его Божественной души. И эта часть сознания, функцией которого является внутреннее внимание, расширяясь, приобретает новые способности, которых у неё прежде не было – если прежде она была способна только воспринимать реальность мира, то по мере освобождения от засилья ума, одной из функций которого является внешнее внимание, она приобретает способность влиять на то, что она, эта часть сознания, воспринимает. И перед человеком открывается путь, неограниченный границами этого проявленного мира с его значимостями, ведущий в беспредельности Мироздания.