Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОРОТКО О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯХ

--

Что имел в виду Сент-Экзюпери, когда словами мудрого лиса сказал, что «Зорко только сердце»? В каждом человеке существует две системы восприятия реальности мира, каждая из которых стремится использовать сознание в своих целях. С одной стороны ум, позади которого стоит человеческое эго, стремится привязать человека к идеям и значимостям этого проявленного мира, и это он делает с позиции выгоды и личной пользы. В то же время сердце, имеется в виду Божественная душа в человеке, или его истинное «Я», стремится направить человека на путь, ведущий к единству с Божественной истиной, который противоположен стремлениям человеческого эго и его основным инструментом – умом. Интересно, но тот же самый принцип лежит в основе функций человеческого организма, и всех других живых организмов и даже социальных систем. Это принцип дозированного взаимодействия противоположностей. У человека есть мышцы сгибатели и разгибатели, и чем точнее они взаимодействуют друг с другом, тем точнее координация движений, например, пальцев рук. Человек станет беспомощным, глубоким инвалидом, если эти реципрокные мышечные взаимоотношения будут утрачены. Нервная система управляет всеми функциями человеческого тела при помощи возбуждающих и тормозящих сигналов. И если координация между этими сигналами будет нарушена, то у человека немедленно возникнет сбой функций любой из систем организма, обеспечивающих его способность к жизни. И здесь мы так же встречаемся с гармоничными взаимоотношениями противоположностей. Если обратить внимание на социальные и ещё какие угодно системы, то и здесь в здоровых социальных организмах, которыми могут быть взаимоотношения двух людей, взаимоотношения внутри коллективов, наций и государств, так же существуют гармоничные реципрокные отношения. Чем согласованнее отношения этих противоположностей, тем меньше выражены их противостояния, тем больше между ними сходства и тем гармоничнее эти социальные системы. Но всё выглядит иначе, если одна сторона преобладает над другой в такой степени, что становится бесконтрольной. Это, как правило, ведёт к постепенному разрушению всей системы – разрушаются отношения между людьми, рушатся связи в социальных процессах, и если это сравнить с деревом, то вместо гармоничной его кроны, оно или искривляется в одну сторону или же отдаёт все свои соки в какой-то один уродливый сучёк. (Примером может быть современная Россия, в которой «Единая Россия» в парламенте имеет абсолютное большинство, которому ничто не может противостоять в принятии законов, далеко не всегда служащих благу народа). Действительно, две стороны монеты создают её целостность, и если убрать одну из её сторон, то реальная монета исчезнет, и вместо неё мы получим нечто уродливое. Примерами уродливого развития человеческих личностей, в которых их преступным влечениям ничто не противостоит, могут быть насильники, различного рода извращенцы, грабители, грабящие не только отдельных людей, но даже целые страны, обогащаясь за счёт обнищания населения этих стран. Все эти, и другие им подобные люди, опирающиеся на свой извращённый ум   Единство – это не абсолютное созвучие, но дуэт или даже хор, оркестр, в исполнении которых мелодия становится неизмеримо более прекрасной, чем если бы её озвучивал только один голос. И когда мы говорим о взаимодействующих между собой противоположностях, то не имеем в виду, что их цели противоположны по смыслу или по направлению, всё в мироздании имеет одну и ту же цель, и внешнее видимое противостояние, всего лишь реципрокное взаимоотношение двух сил, взаимодействующих ради одной и той же цели – восхождение сознания к бесконечному совершенству. В той реальности, в которой мы находимся такое утверждение кажется по крайней мере сомнительным, но всё зависит от позиции, с которой рассматриваются эти противоположности. попытаемся представить, что в нашей земной природе исчезли все противоположности. Хищники где-то живут сами по себе и вынуждены охотиться друг на друга. Травоядным совсем не нужна бдительность, чуткость и быстрые ноги, потому что им уже никто не угрожает, и они начинают болеть и довольно быстро деградировать и вымирать. Эксперимент, поставленный канадскими учёными, подтвердил, что для сохранения здоровья и выживания в природе травоядным животным нужны хищники. Они поместили на необитаемый остров несколько оленей и стали наблюдать, что будет происходить с ними в последующие годы. На острове было вдоволь сочной травы, и даже была небольшая речка с родниковой чистой водой. В этих условиях олени, предоставленные самим себе, начали быстро размножаться, и через несколько лет на острове паслось уже большое стадо. Но этот эксперимент закончился печально – олени стали болеть и вымирать. Вскоре от большого стада осталось только несколько штук.

Говоря о противоположностях, мы не должны забывать и о внутренней вселенной человека, которая так же заселена многими противоположностями, благодаря которым человек является текучим, иногда непредсказуемым существом. Благодаря своим противоположностям, человек является одновременно актёром и зрителем, активным и пассивным, добрым и злым, стремящимся к высшему Божественному началу и нисходящему в глубины хаоса. В нём одновременно присутствует воля и безволие, любовь и ненависть, стремление к жизни и стремление к смерти. И если мы видим проявление в человеке какого-то качества, то должны помнить, что в нём есть и его противоположность, но пока она находится на заднем плане. И эта противоположность совсем не обязательно может быть равновесна своему антиподу – она может быть очень слабо выраженной, и тогда человек становится моральным уродом. И если мы вспомним начало этой статьи, то сможем для себя сделать заключение, что моральное уродство возможно только тогда, когда человек опирается на свой ум. Помните слова мудрого лиса: «зорко только сердце». Ум слеп и не осознаёт ни гармонии, ни дисгармонии, если не следует за сердцем. Но нет на Земле одинаковых людей, и противоположности в каждом человеке имеют свои пропорции.

То же самое мы видим и в бесконечном мироздании: добро и зло, которые человек воспринимает, как Бога и дьявола, прекрасное и безобразное, ананда и страдание, становление и деградация, жизнь и смерть и т.д. И в бесконечном множестве вселенных Мироздания, которые выражают собой отдельные части спектра его противоположностей, так же имеются свои спектры проявлений, степень выраженности которых в каждой из вселенных – неодинакова. Можно сказать, что каждая вселенная Божественного Мироздания является его фрактальной копией, а человек – фрактальной копией той вселенной, в которой он обитает, и которую мы называем Планом сознания. Таким образом, Земля, несмотря на свои ничтожно малые размеры даже в своей галактике «Млечный путь», присутствует во всём великом множестве вселенных Божественного Мироздания. И все эти планы сознания или вселенные, встречаются в человеке в определённых соотношениях, потому что сам человек – это так же вселенная, имеющая свои индивидуальные особенности, которые определяют степень его созвучия с внешней вселенной, которую он воспринимает, как проявленную реальность этого мира.

Удивляет величие и одновременно нищета человеческого духа. И в этой нищете так же есть своё виртуальное величие, которое даже не иллюзорное, потому что иллюзия – это только искажённое восприятие реальности мира и самого себя в нём. Т. е. иллюзия в каких-то своих частях опирается на действительную реальность проявленного мира с его значимостями, она только неправильно оценивает то, что воспринимает. Поэтому, иллюзию можно ещё назвать заблуждением, которое находится рядом с реальностью, но не может воспринимать её в связи с определёнными особенностями органов восприятия. А виртуальная реальность – это реальность искусственная, созданная техническими средствами, и она может в чём-то копировать действительную реальность, но в то же время не является ею. И, кроме того, виртуальные состояния, виртуальные самооценки, стремление к виртуальным ценностям и виртуальному величию, которые не соответствуют действительной реальности – всё это является частью человеческого бытия. И каждый человек, при общении с другими людьми, одновременно с реальной личностью, которой он является, предлагает им свою виртуальную добавку, которая является своеобразной маской, делающей реальную личность более привлекательной. Но виртуальные добавки, будут ли они со знаком плюс или минус, всегда являются своеобразной формой лжи, источником которой являются низкие части противоположностей, и если в человеке есть способность к различению, то, распознавая эту ложь, человек становится более совершенным. Распознавая ложь, какую бы направленность она не имела, человек формирует свою позицию, основанием которой является его сердце. Таким образом, эволюция сознания человека и эволюция всего живого на Земле возможна только при взаимодействии противоположностей, и идея Бога, как созидающей силы, и дьявола, как силы противостоящей богу, необходимы в этой эволюции. И если представить, что в Мироздании исчезла одна из этих сил, то это неизбежно приведёт к гибели всего сущего в мироздании и, следовательно, самого Мироздания. Поэтому, говоря о противоположностях, которые, как нам кажется, противостоят друг другу, на самом деле они взаимодействуют друг с другом ради единственной цели – бесконечного совершенствования сознания.

Ум и сердце в этой системе противоположностей, характерной для всего сущего в Мироздании, занимают полярные позиции. Ум – это инструмент низшей природы, которую мы ассоциируем с дьяволом и вся её деятельность направлена на получение выгоды в этом мире значимостей – выгодное социальное положение, выгодная сделка, выгодное мнение, выгодные обстоятельства, и всё это завершается выгодными условиями, позволяющими защитить и сохранить все эти индивидуальные выгоды.

Сердце, при взаимоотношениях человека с реальностью мира, занимает положение противоположное уму. Человек, опирающийся на позиции сердца, служит своему делу не за вознаграждение, а из чувства долга, конечно, он не отказывается от зарплаты, так как необходимо содержать семью, но не размер зарплаты является стимулом для его работы. Значимость его социального положения не греет его честолюбия, но накладывает на него обязательства. Он понимает своё социальное положение, как доверие ему и стремится оправдать его. когда однажды Михаилу Ломоносову один из иностранцев, посетивший его лабораторию, увидев его дырявый халат сказал, что «бедность выглядывает», то Михаил Васильевич Ломоносов отпарировал, сказав: «глупость заглядывает». Один этот эпизод и ещё множество других, свидетельствует, что Ломоносов во всей своей жизни опирался на своё сердце и его ум следовал за сердцем, а не наоборот.

Завершая эту статью, мы считаем, что имеем право утверждать, что противоположности существуют не для того, чтобы от зла бежать к добру, а от безобразного – к прекрасному. Противоположности – это только средства для внутренней работы на путях к бесконечному совершенству. Но это не значит, что для человека должно быть безразлично, какой стороны он будет придерживаться в течение своей жизни – станет ли он на сторону зла и разрушения или же на сторону добра и созидания. Восхождение сознания возможно только в тех случаях, когда добро преобладает над злом.

По мере восхождения сознания и приближении его к истине, грубые вибрации и добра, и зла становятся всё более утончёнными, и всё менее отличающиеся друг от друга. Но все, же отличия между ними сохраняются, благодаря чему восхождение сознания, при всё более тонкой внутренней работе, продолжается вечно.