Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗАХВАЧЕННОСТЬ ИЛИ ФАНАТИЗМ

--

                                                                            У слепой веры – злые глаза

                                                                                              Санислав Ежи Лец

 

Можно построить целый спектр от своих личных мнений до фанатизма. При этом, мнение подчёркивает индивидуальность человека, а фанатизм определяет подчинённость человека какой-либо идее или чувству. Этот спектр начинается с заинтересованности чем-либо, что за собой влечёт фиксацию внимания на заинтересовавшем объекте, в дальнейшем может сформироваться захваченность этим объектом, будет ли это какая-то идея или же процесс, например, компьютерная игра, или же познание чего-либо, но человека может захватить и эмоциональное состояние и влечение и внезапно возникшее побуждение. Захваченность имеет свою глубину и широту. Глубокая захваченность, не имеющая большой широты, налетает на человека как шквал или внезапная гроза, после которой снова светит солнце и умытая, и напоенная дождём природа тихо улыбается навстречу лучистому теплу солнца. Но захваченность может быть тотальной и в то же время глубокой. И тогда человеку не на что опереться, чтобы противостоять такой захваченности, или хотя бы ослабить её. В таком случае человек становится рабом захваченности, служит ей, и она становится для него смыслом и целью его жизни. Обычно такие неконтролируемые захваченности в своей основе имеют витальную составляющую. Когда же к витальной захваченности присоединяется человеческий ум, то захваченность становится убеждённостью, часто, со своей кривой логикой.  В основе убеждённости может быть какая-либо сверхценная идея, нередко, граничащая с психопатологией и соответствующими ей бредовыми состояниями, но большей частью это ограничивается фанатической приверженностью какой-либо идее, которую иногда называют слепой верой. «Слепой» потому, что человек не может критически отнестись к захватившей его идее. Она для него является неопровержимым фактом, несоответствия которого реальности, может не приниматься во внимание или же агрессивно отвергаться. Здесь для примера будет уместным случай, опубликованный в интернете, в котором гражданин Великобритании, приверженный идее плоской Земли, решил доказать верность этой идее при помощи обычного уровня, который он захватил с собой при перелёте через Атлантический океан. Он решил, что если Земля действительно круглая, то перемещаясь из Европы в Америку, самолёт должен будет лететь по дуге, что легко можно определить при помощи простого уровня. Во время перелёта он внимательно следил за положением пузырька воздуха в уровне, и был полностью удовлетворён полученными результатами: перелёт из Европы в Америку шёл по прямой, а не по дуге, следовательно, торжествовал он, Земля действительно плоская!  По-видимому, этот джентльмен плохо знал школьный курс физики.

Фанатизмом и слепой верой нельзя называть то, что человек полностью осознаёт – не только обстоятельства, в которых это состояние существует, или этот процесс происходит, но и отдалённые результаты всего этого. Фанатизм может быть не только религиозным, но и каким угодно другим. Например, человек может быть фанатически предан какой-либо идее, какому-то человеку, своей родине, коллекционеры – почти всегда фанатики. Но слепая вера может быть только в какие-то идеалы, идеи, всему, чему человек верит или доверяет абсолютно. Но человеческие идеи и идеалы не могут быть абсолютными. И Станислав Ежи Лец был прав, когда сказал: «В действительности всё не так, как на самом деле».

Здесь имеет большое значение терпение, которое даёт человеку возможность и время осмыслить правильность слов и поступков, что позволит быть осознанным, когда в наших головах формируются идеалы, формируется вера в кого-то или во что-то.