Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О насилии

--

 

Шри Ауробиндо однажды сказал, что этим миром правят необходимости. Другими словами, необходимости вынуждают человека действовать в нужном для них направлении. Не человек определяет, как он должен действовать, а необходимости. Каждому понятно, что необходимость, управляющая человеком, совершает над ним насилие, лишая его свободы выбора.

Рассматривая проблему насилия, мы видим, что оно бывает открытым и скрытым. Открытое насилие можно сравнить с ослом, которого кнутом заставляют идти в нужном направлении. Но можно добиться того же самого результата, если перед его головой поместить пучок душистого сена. И тогда он будет идти добровольно в нужном для человека направлении. Если бы этот осел, мог сравнивать эти два способа управления им, то он, возможно, сделал бы вывод, что в первом случае над ним совершалось насилие, а во втором – его действия были добровольны, хотя у хозяина этого осла, в обоих случаях, цель была одна и та же. У людей бывает и такой вариант «ненасилия», когда вместо материального стимулирования используются обещания в самых различных вариантах, а факторы, раскрывающие ложь этих обещаний, прикрывают другой ложью. И живёт человек в мире лжи, не зная, что происходит за её барьерами, не ведая, куда его ведут те, которые поднаторели в искусстве обещать. Печально то, что у человека в этих обстоятельствах нет выхода. Фридрих Энгельс в «Анти-Дюринге», говорит, что «свобода – это осознанная необходимость». Тогда человек, оказавшийся в условиях выживания – свободен. И миллиардер так же свободен, как и последний бомж, питающийся на помойках. Одного из них необходимость подняла на вершину богатства, другого же определила жить у её подножия и питаться крошками, которые падают со стола сверхбогатого свободного собрата. Социально человек никогда не бывает свободен. Можно сказать, что он даже в малом ограничен законами и ложью, которая, нередко, одевается в маски закона. Насилие и ненасилие, как орёл и решка – две грани одного целого, так же как свобода и несвобода являются двумя сторонами необходимости. Родители наказывают своих детей, считая, что воспитывают их для их же блага в будущем. В то же время дети такое насилие совсем не считают благом. Когда мы хотим, чтобы другой человек жил по нашей правде, то, по-видимому, мы совершаем насилие над ним, так как у него должна быть своя правда, которую он сформировал на основании своего опыта. Ненасилием будет такое влияние на человека, при котором он, получив опыт, осознает, что его прежний выбор взаимоотношений с реальностью мира был неправильным, и сделает выбор в пользу другого направления своей жизни. практически, вопрос насилия и ненасилия связан с их источником. человеческое эго всегда будет стремиться к насилию, даже если оно одето в маски блага, в то же время Божественная душа в человеке – Психическое существо, будет исподволь влиять на человека, чтобы он мог, получив опыт, сам выбрал направление, соответствующее ненасилию.