Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Когда захваченность – благо

--

У каждого человека много субличностей, которые ещё можно назвать гранями его многогранной индивидуальности. Когда у человека появляются интерес к чему-либо или к кому-либо, то этот интерес обычно созвучен какой-либо одной субличности. Если этот интерес будет подкрепляться внешней реализацией, то он может удерживать соответствующую субличность на переднем плане длительное время. Но изменились внешние обстоятельства и объект интереса ушёл из поля сознания и след его постепенно гаснет, и на передний план выходит другая субличность, соответствующая изменившимся обстоятельствам, как говорит русская пословица: «с глаз долой – из сердца вон». В данном примере мы можем говорить о малой захваченности, которая проявляется направленным интересом к чему-либо или к кому-либо. Но если внимательно присмотреться к повседневной жизни большинства людей, то можно увидеть, что все их интересы сосредоточены на этом мире значимостей. Но когда все интересы сосредоточены на одном объекте, которым может быть и какая-то идея, или какое-то влечение или чувство, или же этот проявленный мир во всём его многообразии, то это свидетельствует о полной захваченности или поглощённости чем-либо. В таком случае человек становится частью того, что его захватило и тогда состояние захваченности начинает трансформировать его в соответствии с тем, что его захватило. И это может привести человека в состояние уныния, так как тотальная захваченность миром, в котором человек живёт, не оставит ему никаких надежд на возможность идти внутренним путём. Но Богом всё предусмотрено – божественная душа человека или его истинное «Я», исподволь, незаметно, трансформирует сознание человека, что приводит к тому, что у него появляются не только новые возможности, которые невозможно удовлетворить значимостями проявленного мира, но у человека появляется жажда найти смысл своей жизни. В дальнейшем обнаруживается, что утолить горящую в груди жажду, значимостями внешнего мира невозможно, и тогда наступает время, когда человек начинает обращаться в свой внутренний мир. Мы уже говорили о том, что у человека, в отличие от животных, открывается внутреннее внимание, благодаря чему, в отличие от обывателя, для которого единственной значимостью является внешний мир, воспринимаемый внешними органами чувств, человек способен исследовать свой внутренний мир и там он находит ответ на вопрос о смысле своей жизни. Но всё это ещё не является реальной целью Божественного в его работе на пути к бесконечному совершенству. Истинное «Я» в человеке обращает его внимание на всевозможные внутренние состояния и реакции не только для того, чтобы человек осознал их, но в большей степени для того, чтобы сформировался «Свидетель». «Свидетель» – это трансформированная часть сознания, способная не только свидетельствовать все проявления, возникающие во внутренних пространствах человека, но и открываться более высоким планам сознания. Благодаря этому влияния более высоких планов сознания могут нисходить в человеческое существо и соответственно трансформировать сознание всех его частей.

В связи с этими изменениями, в человеке трансформируется оценка значимостей проявленного мира и человек начинает понимать, что внешний проявленный мир существует как школа для внутренней работы человека, на пути к бесконечному совершенству. Духовный искатель осознаёт, что он не только инструмент Божественного в его бесконечной работе, но и его сознательный соратник, добровольно следующий потоку Божественного намерения. В результате направленных внутренних усилий духовного искателя, им, постепенно, овладевает тотальная захваченность потоком бесконечного намерения Божественного, увлекающим всё Мироздание к бесконечному совершенству. И эта захваченность человека является для него наивысшим благом, так как она полностью соответствует Божественному предназначению человека.