ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Все, с чем взаимодействует человек, влияет на структуру его личности. И совсем не обязательно человек должен осознавать эти влияния, так как они могут иметь своим источником не только какие-либо объекты или события проявленного мира, но эти влияния могут быть и со стороны сил других планов бытия как витальных, так и ментальных. Обычно структура личности обеспечивает человеку его существование, и является для него опорой в конкретных условиях бытия.

Все человечество можно сравнить с океаном, а отдельных людей с волнами этого океана. Каждая волна имеет свою форму, которая сохраняется на все время существования этой волны. И в то же время на поверхности каждой волны можно увидеть множество других более мелких вторичных волн, время существования которых эфемерно. Но, несмотря на свою эфемерность, эти мелкие поверхностные волны определяют рельеф основной волны. Изменится направление ветра или его сила, и прежняя волна перестанет существовать, уступив место другой волне, которая будет адекватна изменившимся внешним условиям. Но на форму и размер волны, влияют и внутренние её особенности, зависящие от растворенных в ней солей и её температуры. Так же и структура личности человека зависит не только от внешних условий, но и от внутренних особенностей человека и тех сил, которые воздействуют на него на уровне подсознания и даже несознания. Но, рассматривая метафору с волной, мы можем предположить, что у человека так же должна быть определенная структура личности, с которой он пройдет всю свою жизнь, и мелкие её аберрации, которые могут возникать по различным причинам. Определённые вторичные волны на поверхности первичной основной волны, могут стать её частью, если они, благодаря внешней или внутренней причине, будут повторяться. В связи с этим несколько изменится конфигурация основной волны. Так же и со структурой человеческой личности – она может измениться под влиянием кратковременных, но достаточно частых и интенсивных, как внешних, так и внутренних влияний.

Структура человеческой личности – это не только ее статическая форма, но и её динамика во взаимоотношениях как с внешним миром, так и в своих отношениях к самому себе. В зависимости от структуры своей личности человек предпочитает определенный вид деятельности во внешнем мире, определенную религию, и определенное отношение к окружающей его реальности, в том числе и к самому себе. Его интересы не выходят за пределы русла, очерченного структурой его личности, а если к тому же формирование этой структуры уже завершено, то человек станет настолько самодостаточным, что будет неспособен воспринимать что-либо новое, и, конечно же, будет полностью некритичным к самому себе. Такой человек, имея сознание обывателя, никогда не проявит какого-либо интереса не только к самопознанию, но будет отвергать всё, что не соответствует структуре его личности.

Человек, идущий внутренним путем, соответственно имеет другую структуру личности, в связи с чем, его ценности, определяющие смысл его жизни, так же будут иными. По крайней мере, они не будут совпадать с ценностями обывателя, привязанного к материальному миру. А теперь представьте, что произойдет со структурой личности, когда все прежние ее ценности будут объявлены ложными, а то, что прежде ограничивало личность, не позволяя ей опускаться до примитивного уровня, будет превозноситься как нечто, относящееся к непреходящим ценностям. Это можно сравнить с той же самой волной, на которую подул встречный ветер. Она деформируется в некий хаос, из которого, возможно, когда-то возродится новая волна, но она уже не будет похожей на прежнюю. Но это только поверхностная аналогия, потому что в отличие от текучей волны, человек имеет свой внутренний ритм, не зависящий от его внешней части, но во многом связанный с его архетипом и, конечно же, с его внутренней истинной частью. И это дает надежду отдельным людям и даже целым народам, восстановиться после налетевшего встречного шквала.

Но здесь нас должна интересовать не только основная структура человека, определяющая форму его личности в течение всей его жизни, но кратковременные события и состояния, которые повторяясь, как вторичные волны на основной волне, могут, в конце концов, деформировать основную первичную волну. Если бы это было невозможно, то ни о каких путях, ведущих к совершенству, не могло бы быть речи. Как это происходит реально, можно рассмотреть на примере. Предположим, человек пытается научиться медитировать, и для этого избрал какую- то определенную технику. Вначале процесс медитации будет проходить не слишком успешно, но если человек будет внимателен к условиям медитации, то некоторое время спустя, начнет осознавать, что этому процессу сопутствуют определенные состояния, которые могут способствовать или же препятствовать этой медитации. Он осознает зависимость от пищи, от того, как был проведен день, но самое главное – он осознает, что очень важно его отношение к медитации, что при формальном отношении к ней она может и не получиться. К нему могут придти знания, что атмосфера, в которой медитация протекает удачно, совсем не совпадает с атмосферой привычной для него жизни. Медитация, в действительности, – не от мира сего, и она становится все более успешной, по мере того, как структура его личности постепенно приобретает форму, характерную для человека, идущего внутренним путем, а ценности этого мира приобретают другое значение, так как могут принести ему духовный опыт. Любая форма деятельности имеет несколько составляющих, которые не могут быть игнорированы, если человек хочет овладеть этой деятельностью в совершенстве.

По мере того, как человек настойчиво продолжает какой-либо вид деятельности, та часть структуры личности, которая имеет отношение к этому виду работы, приобретает все большую специализацию, что приводит к тому, что возрастает качество и глубина медитации или же какой-либо другого состояния, необходимого на духовном пути.

Когда структура личности, позволяющая успешно действовать в нужном направлении, или же входить в определенное состояние, сформирована, то для человека исчезают трудности в той работе, которая соответствует этой структуре. Она как бы сама создает все необходимые внутренние условия, чтобы работа была успешно выполнена.

Но когда завершено формирование структуры личности человека, тогда заканчивается возможность её восхождение к совершенству. Такой человек может только накапливать информацию, соответствующую структуре его личности, но расти, или хотя бы проявлять интерес к чему-либо духовному, он уже не способен. Особенно печальна участь людей, структура личности которых сформирована вокруг идеи материального благополучия. Дело в том, что человек не знает пределов насыщения такого рода благополучием. В отличие от свиньи, которая будучи сытой, не станет есть что бы ей не предлагали, человек в своей алчности беспределен и в этом с ним не может тягаться ни одно живое существо. Поэтому идея, культивируемая в советские времена, что в основе духовности лежит материальное благополучие, это не более как ловушка, потому что человеку никогда не бывает достаточно материальных благ, сколько бы он их не имел. И если идеи благополучия станут нормой человеческого существования и смыслом  жизни, то человек очень скоро опуститься до уровня цивилизованного животного. Кстати, животные руководствуются в своем существовании тем же самым принципом – они так же стремятся к материальному благополучию, особенно в этом преуспели гусеницы, единственным смыслом жизни которых является потребление. Попав в ловушку потребления и материального благополучия человек окончательно останавливается в своем эволюционном развитии и начинает деградировать. Хотя внешне его жизнь будет вполне упорядочена и благополучна, но совершенно пустая внутренне. Похоже, что современное человечество уже стало на этот разрушительный путь формирования структуры своей личности, и, печально, но это факт, что для западного ума это уже стало реальностью.

К сожалению, у человека очень часто формируются патологические структуры личности, которые могут быть или инграммами, или же различного рода зависимостями, которые возможно разрушить или же трансформировать, когда все элементы этой патологической структуры будут трансформированы. Обычно патологические структуры личности формируются в период, когда основная структура или не создана, или же создана, но в ее основе лежат желания и стремления к удовольствиям. Но очень часто причина возникновения патологической структуры, которая как раковая опухоль может постепенно разрушить всю человеческую личность, связана с неадекватными этой структуре внешними обстоятельствами, которые могут быть созданы или намеренно, или же человек в этих обстоятельствах может оказаться случайно, не по своей воле. Чаще всего патологические структуры личности человека возникают, когда в ней содержится структура комплекса раба, но это уже другой вопрос, который будет рассматриваться в следующей работе.