Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЙ

--

Прежде, чем говорить о необходимости ограничений, рассмотрим такую метафору: каждая река течёт в направлении или океана, или моря, или, возможно, устремляется к какому-то озеру. Конечно, река не может думать и иметь осознанное намерение, в котором она стремится к какой-то конкретной цели. И если мы внимательно присмотримся к реальности этого мира, то увидим, что основным во всех процессах, в которых участвуют живые и неживые объекты этого мира, являются не объекты, ради которых существуют стремления к ним, а само стремление. При этом, объекты являются только средствами, пробуждающими эти стремления. Оба этих фактора – объекты и стремления к ним, необходимы в реализации процесса жизни, но главным, всё-таки является сами стремления. Наиболее эффективной будет река, воды которой зажаты берегами, ограничивающими ширину её русла. И наименее эффективной будет река, которую берега не ограничивают, и она, разлившись, может постепенно превратиться в болото, в котором нет никакой устремлённости.

 Ложная свобода, граничащая со вседозволенностью – это и есть болото, заросшее ряской и заселённое тучами комаров и квакающим народом. Ограничения же, вызванные необходимостью, придают человеку устремлённость и формируют целостность его личности. И очень важным следствием ограничений является стремление к свободе и раскрытие в человеке творческого потенциала.

Но существует тонкая грань между допустимыми и недопустимыми ограничениями. И сравнение человека с рекой предполагает, что ограничения, как два берега, ограничивающие реку, могут быть с двух сторон. Они могут ограничивать стремления к абсолютной свободе, а с другой стороны они могут не позволять приближаться к абсолютной несвободе.  И те, кто имеет возможность влиять на степень ограничений, должны хорошо осознавать эти грани и без крайней необходимости не переступать их. Рассмотрим некоторые варианты ограничений и их результаты. Человек только тогда сохраняет необходимый потенциал творческой активности, когда здоров коллективный разум, в который, как составная его часть, входит разум индивидуального человека. Второй особенностью здоровья индивидуальной творческой личности человека является не слишком сильные ограничения его возможностей, которые для своего раскрытия нуждаются в определённой степени свободы. И третей особенностью условий, при которых человеческая личность может сохранять свою социальную адекватность и способность оставаться творческой личностью, являются необходимые ограничения в стремлении к абсолютной свободе. Возьмём для примера взаимоотношения супругов. Если один из них, претендуя на господствующее положение в семье, подавляет другого, определяя за него, что он должен делать, а что не должен, то он своим стремлением господствовать над своим супругом (или супругой) может перейти черту недозволенных ограничений, что приведёт к деградаций личности как одного, так и другого, потому что у одного формируется психологическое качество вседозволенности, а у другого, в связи с подавлением активности его возможностей, начнёт преобладать комплекс раба. У вседозволенности существует особенность, которая порождает к стремлению господствовать над теми, кто потакает этой вседозволенности. Это одна из причин, почему в семье, нередко, один из супругов оказывается «под каблуком другого», а дети пытаются манипулировать родителями. Но может быть и другой вариант, когда строгие родители, стремясь к тому, чтобы ребёнок был послушен, могут настолько подавить его стремящиеся к раскрытию возможности, что задавленный таким воспитанием их наследник изначально будет формироваться как раб, готовый прислуживать тем, которые в чём-либо превосходят его, возможно, даже в стремлении господствовать.

Реальность проявленного мира Земли со всеми её значимостями, состоит из множества противоположностей, которые в различной степени отстоят от нулевой точки в ту и другую стороны. Добро и зло, прекрасное и безобразное, созидательное и разрушительное, радость и горе, удовольствие и неудовольствие, привлекательное и отталкивающее и др. – всё это средства, определяющие направления стремлений человека. Достигнув чего-то одного, человек тут же стремится к чему-то другому, или же пытается увеличить количество того, что у него уже есть. Но когда у человека снижается его энергетический потенциал, то в первую очередь снижается интенсивность его стремлений, и как следствие этого, увядает степень значимости объектов, к которым он стремился прежде. Стремление может существовать и само по себе, не ради каких-то внешних значимостей, например, стремление жить, стремление к чему-то, не имеющему пределов, например, к знаниям. Но в такого рода стремлениях обязательно должны быть ограничивающие пределы, позволяющие человеку осознать всё, что может служить препятствием для его стремления. Дело в том, что стремление к знаниям в своей низшей части проявляет себя как любопытство, пищей которого является всевозможный ментальный и витальный мусор. Человек, стремящийся к знаниям должен поощрять в себе любознательность и отвергать любопытство. Примеров, когда ограничения могут быть полезными и даже необходимыми, и когда они могут быть деструктивными можно привести множество, так как вся человеческая жизнь, подобна музыкальной импровизации в пределах необходимого количества аккордов. И человек в своих взаимоотношениях с окружающей его реальностью адекватен только до тех пор, пока он не выходит за пределы разумных ограничений.