Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЁ НЕМНОГО ОБ УСИЛИИ

--

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что все возможности человека должны быть проявлены. Но он не говорил, что все они должны быть реализованы. Поток Божественного намерения можно рассматривать, как поток возможностей, к которым у человека есть доступ. Но к этому потоку есть доступ у всех форм жизни. Правда, каждой форме жизни предоставлен доступ только к тем  возможностям, которые необходимы для реализации их предназначения на Земле. И это касается всех проявлений жизни во всём Мироздании, что разделило их на эволюционирующие и не эволюционирующие формы. Только те формы жизни способны бесконечно эволюционировать, которым доступны все возможности потока Божественного намерения, к этим формам жизни относится и человек.

Возможности Божественного потока намерения можно рассматривать, как бесконечный восходящий спектр, который можно сравнить с лестницей, уходящей в беспредельную высь совершенства, которое никогда не будет завершено. Поток Божественного намерения имеет два основных направления, одно из них восходящее, устремленное к беспредельному совершенству, другое – нисходящее, увлекающее с собой те возможности, которые не совместимы с устремленностью Божественного намерения. Каждый план сознания низшей сферы миров отражён в человеке, и все несовершенства этих планов отражены в несовершенствах человека. Предназначением сил этих планов, является проявление в человеке тех возможностей, которые несовместимы с направлением Божественного намерения. И в то же время Психическое существо проявляет в человеке те его качества, которые соответствуют устремлённости Божественного намерения к бесконечному совершенству. Все эти космические потоки, воспринимаются человеком внутри себя самого, и позволяют ему осознано участвовать в реализации Божественного намерения.

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что все возможности должны быть проявлены. И конечно же, эта проявленность должна быть не только на уровне индивидуальности человеческого существа, но и в мироздании. Но в Мироздании ничего не бывает случайным или происходить без всякой для этого необходимости, поэтому проявленность, также основана на определённой необходимости – можно изменить или взаимодействовать только с тем, что проявлено. С этих позиций мы можем рассматривать и проявления в человеке силами низших планов сознания всевозможных состояний, связанных с желаниями и стремлениями человека, и с проявлениями различных влияний эго, и с проявлениями в человеке его Божественной души или Психического существа. Причём с проявленным человек не только взаимодействует, но и трансформирует его. И в то же время, взаимодействие с проявленным одновременно трансформирует и сознание человека. Таким образом, взаимодействующие друг с другом реальности трансформируются, как с одной, так и с другой стороны. Следовательно, трансформируя себя, человек трансформирует внешнюю реальность. Но, хочу повторить ещё раз, трансформировать возможно только то, что проявлено, или, другими словами, то что человеком осознанно.

Как мы уже говорили, каждый план сознания низшей сферы миров содержит в себе те части или особенности, можно их назвать и проявлениями низких планов сознания, которые препятствуют восхождению сознания на более высокие его планы. И так как внутренняя вселенная человека и внешняя созвучны друг другу, то человек, осознавая в себе проявления низшей природы в виде всевозможных состояний, желаний, влечений и побуждений, этим самым, трансформирует своё сознание. Таким образом, человек должен не отворачиваться от всевозможных проявлений в себе низшей природы, а использовать их для трансформации своего сознания. Во внутренней работе есть ещё одна важная грань – внимание человека является функцией сознания. и так как исследующее сознание человека находится на более высоком уровне, чем те состояния, которые человек исследует, то, конечно же, происходит взаимодействие высокого сознания с теми проявлениями в человеке, которые имеют более низкие вибрации и, как следствие этого, в значительной степени трансформация проявлений в человеке низшей природы.

Все формы жизни, обитающие в своих проявлениях, являются только средствами или инструментами, при помощи которых Божественный проявляет в мироздании свою волю. Некоторые из людей на Земле, сознание которых соприкасается с бесконечным потоком Божественного намерения, переносят идеи совершенства в наш проявленный мир, другие же реализуют эти идеи в определённые конечные формы, третьи присваивают себе то, что должно принадлежать всем и т.д. каждый делает то, к чему он внутренне готов. Те из людей, которые выбирают и довольствуются тем, что проявлено в этом мире, обречены на судьбы, которые заканчиваются в тупиках. И это происходит потому, что они уже изначально были предназначены быть выразителями тупиков. Другие же, которые соприкоснулись с потоком Божественного намерения и даже вошли в него, так же уже при своём рождении были предназначены быть выразителем бесконечного потока совершенства. Я сказал, выразителями, так как, осознавая непроявленное, мы придаём своим осознанием ему форму и, этим самым, подобно сеятелям, разбрасываем семена идей непроявленного в нашем конечном проявленном мире.

Но всё в этом проявленном мире имеет своё начало и свой конец, и, приближаясь к концу своего существования, человек, часто, не замечая этого, утрачивает многие из своих прежних интересов. И это происходит, нередко, потому, что не будучи единым с бесконечным Божественным потоком намерения, человек внутренне оскудевает и, как следствие этого, утрачивает прежде активные грани своей личности. Когда люди утрачивают какие-то свои возможности или же какие-то из его возможностей вообще не были раскрыты в течение всей его жизни, то человеку становятся не интересными те реальности мира, которые ему не созвучны. Но могут быть и такие изменения человеческого сознания, когда всё его существо сосредоточивается на реализации какой-то сверхценной для него идеи и всё, что несозвучно его стремлениям, он воспринимает как досадные помехи, отвлекающие его от главного для него жизненно важного направления. Но иногда было бы более правильным не отбрасывать то, что по мнению человека, является излишеством и помехой в его духовных устремлениях, и изменить свою позицию, благодаря чему, человек в тех же самых взаимоотношениях с внешней реальность, может находить в ней те её грани, которые созвучны его духовным устремлениям.

Правильно будет, если мы не будем отделять человека от всего спектра планов сознания, который являются только ступенями лестницы сознания, ведущие его к бесконечному совершенству. Любые взаимодействия человека с окружающими его людьми или же пребывание его в каких-то обстоятельствах, в конечном счете, является взаимодействием с реальностью других планов сознания, которое происходит через посредство других людей, вещей или же каких-то других обстоятельств. И когда мы взаимодействуем с другими людьми или усваиваем другие идеи, то в это время мы налаживаем дополнительные связи с другими планами реальности, под преимущественным влиянием которых находился тот человек или то влияние, под воздействием которого при общении мы находимся. Другими словами, взаимоотношения человека с внешним проявленным миром, на более тонком уровне, является взаимоотношением его с силами других планов сознания, что позволяет нам утверждать, что человек – это космическое существо.

И вся эта работа, по взаимоотношениям человека с проявленной реальностью, становится возможной, только в том случае, если человек постоянно прилагает усилия, удерживая своё внутреннее внимание на объектах, которые он осознаёт и исследует. Но однажды у духовного искателя наступает состояние, которое он осознаёт как естественное состояние свободы, в котором он не делает ни каких усилий на внутреннем пути. Это связано с двумя основными причинами. Во- первых, его внимание уже ни чем не отвлекается от его основной внутренней работы, потому что уже ни одна из его субличностей не пытается отвлечь его внимание на свои собственные нужды. Это связано с тем, что всё человеческое существо, со всеми гранями его личности, полностью захвачено стремлением человека в его внутренней работе. А так как субличности, которые фактически являлись проводниками сознания всех миров низшей сферы, при полной захваченности человека работой на внутреннем пути, были переориентированы на восприятие высоких стремлений человека, то они перестали быть каналами отвлекающих влияний низшей природы. И всё человеческое существо объединилось в своей устремлённости в направлении бесконечного совершенства. Человека уже ничто не отвлекает и ничто не противостоит ему на внутреннем пути.