Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАЙНЫЕ ГРАНИ НАМЕРЕНИЯ часть 3. Человек – переходное существо

--

 

Итак, животные совершенны, потому что в своей эволюции они уже завершены достигли своего совершенства и дальнейшие изменения могут быть незначительными и касаться только приспособления к изменяющимся внешними условиями. И когда Шри Ауробиндо сказал, что человек несовершенен, другими словами – человек ещё незавершён и находится на пути ко всё возрастающему совершенству, то это вызывает некоторые вопросы, ответ на которые сделает понятным, для чего Богу нужен человек несовершенный, и что должен делать человек со своим несовершенством? Есть и третий вопрос: как он должен выполнять свою работу на пути к бесконечному совершенству?

– Всё, что завершено – не имеет будущего, и будет существовать на Земле до тех пор, пока не выполнит своего предназначения. Шри Ауробиндо в своей работе «Человеческий цикл», говорит о коллективной индивидуальности, которая может состоять из какого угодно количества людей, выполняющих общую задачу. Тогда можно говорить о коллективной индивидуальности, имея в виду всё человечество. Более того, можно говорить о биосфере, как о проявлении своеобразной коллективной индивидуальности жизни на Земле, е её высшим проявлением в виде Ноосферы или сферы разума. И тогда человека мы должны рассматривать как отражение проявленной жизни на Земле, между которыми можно поставить знак равенства. И это может быть верным не только в статике, но и в динамике жизни на Земле с её надстройкой в виде Ноосферы, как в зеркале отражается в жизни человечества. Но тогда планета Земля с её Биосферой и Ноосферой является несовершенной системой, эволюция которой ещё не завершилась. Здесь Биосфера ассоциируется с животным началом, а Ноосфера – с человеческим.

И так как в человеке так же есть животное начало, свидетельствующее о завершённости его животной природы и человеческая разумность, открывающая его навстречу бесконечному пути совершенствования, то человек никогда не завершит своей эволюции сознания. Но не все люди в одинаковой степени поднялись над животным совершенством, в котором они находятся во власти животных инстинктов. Правда, эти инстинкты человек  усовершенствовал и даже облагородил, они стали цивилизованно выглядеть, но это произошло только среди людей, имеющих более высокий уровень сознания. Но среди людей остались и те, в которых не пробудилось стремление к совершенству, к познанию беспредельной трансцендентности мироздания. Эти люди вполне удовлетворены проявленным миром значимостей, который для них является единственной реальностью, единственной опорой, и в котором они могут реализовать свой смысл жизни.

Между людьми, принцип существования и интересы которых не выходят за пределы значимостей этого проявленного мира, так как их принцип подобен принципу существования животных, и людьми, которых не удовлетворяют значимости этого проявленного мира, и которые ищут смысл своего существования не в этом мире, а за пределами его принципов, есть значительные отличия. Интересы первых сосредоточены на собственном благополучии, значимости и витальных удовольствиях. Обратите внимание, что тот же самый принцип лежит в основе жизни животных. Но у человека диапазон возможностей удовлетворить свои инстинкты несравнимо более широк.

Человек, сосредоточенный на значимостях этого мира, сам по себе ничего не представляет и по своей значимости приближается к нулю. И чтобы изменить своё нулевое положение в сфере значимостей, он использует значимости внешнего мира. и первое средство, которое он использует – это его принадлежность к человеческому роду. Здесь будет уместно вспомнить монолог Сатина из пьесы М. Горького – «На дне». Затем следуют всевозможные заслуги –  свои собственные, своих предков, своего народа. Люди – социальные существа, поэтому они принадлежат каким-то организациям, исповедуют какую-то религию, живут в каком-то престижном районе, являются приближёнными к какому-то значимому лицу. Затем, можно долго перечислять что он имеет в собственности и  чем собирается дополнить её в ближайшие годы. И это только некоторая часть из всего арсенала значимостей, которыми человек окружил себя, и за счёт чего от нулевой значимости поднялся до значимости внушительных размеров. Обратите внимание на людей о чём-то беседующих друг с другом. Темой их беседы может быть что угодно, но каждый из беседующих друг перед другом показывают свою значимость. Люди не брезгуют ничем, чтобы быть значимыми – даже болезни для них имеют свой спектр значимости, несправедливое отношение к ним может стать элементом, повышающим их значимость. И вот человек за счёт всевозможных значимостей этого мира увеличил себя до возможных пределов, и теперь ему необходимо поддерживать размер этих пределов и если появится возможность, то присовокупить к ним что-нибудь ещё, так как увеличение значимости никогда не бывает для человека чрезмерным. Но значимость нужна человеку не только при общении с другими людьми, но и при самооценке. Самооценка нужна человеку, потому что он социальное существо, и является частью человеческой социальной иерархии. Это можно сравнить с организмом, в котором каждая клетка принадлежит какому-то органу и соответствует ему. Правда, с человеком всё выглядит несколько иначе, так как он достаточно пластичное, способное к обучению существо, и может быть частью не одного какого-то социального органа. Но в любом случае, человек не хочет быть изгоем и ведёт себя при взаимоотношениях с другими людьми в соответствии со своей самооценкой. Можно сказать, что в нашем мире значимостей взаимодействуют между собой только значимости.

Когда же мы говорим о людях, идущих духовным путём, то значимость для них всего, что их окружает, и значимость их самих претерпевает радикальные изменения. Человеку доступны три типа внимания: первый из них – это внимание внешнее. Человек, использующий только внешнее внимание, навсегда привязан к внешнему миру значимостей. «Мне дана власть над этим миром…», говорит дьявол Иисусу Христу. Он имел в виду наш проявленный мир, которым он управляет с помощью человеческого эго и значимостями проявленного мира. И выйти из-под власти дьявола, раскинувшего сети в человеческих существах и разбросавшего семена соблазнов в этом проявленном мире – это трудная, а для большинства людей невозможная для решения проблема. Действительно, с какой стати у человека возникнет необходимость изменить своё отношение к реальности этого проявленного мира, и стать «не таким, как все». Это всё равно, что отбиться от стада, в котором была какая-то защищённость и определённость, создающая необходимые условия для жизни. Конечно, были и проблемы, которые как-то надо было решать, ну а кто живёт без проблем? Для каждого человека проблемы необходимы, чтобы он не расслаблялся. Пускаться в свободное плавание ради самого плавания – это, по меньшей мере, безрассудно. С человеком должно что-то произойти такое, которое должно заставить его решиться на этот, кажущийся безрассудным, поступок. И второе, ради чего человек должен отказываться от, уготованного для него самой природой, естественного (животного) существования? Некоторым людям нелегко согласиться с идеей, что жизнь обывателя по своим принципам сходна с жизнью животного. Они даже могут возразить этой идее, приводя веский аргумент, что человек – это творческое существо, и доказательством этому могут быть его стремления исследовать реальность мироздания от субатомного уровня до бескрайних его просторов. Но каждое существо исследует свой дом, или то пространство, которое позволяет ему выживать. Просто у человека дом размером с мироздание.

Человек – это фрактальная копия Бога, в нём проявлены или находятся в потенциальном состоянии все возможности Божественного. И если представить весь спектр проявлений Бога в мироздании, то основная суть человека займёт в этом спектре ничтожно малое место, но, тем не менее, в человеке будет представлен потенциально весь спектр Божественного. Но так как эволюция – это последовательное раскрытие всех потенциальных возможностей, то человека можно представить как существо, поднимающееся по ступеням Божественного спектра возможностей, и это его восхождение не будет иметь предела, так как спектр проявления Бога бесконечен. Но некоторые люди предпочитают ходить по кругу, не выходя за пределы проявленной реальности, или даже опускаться на более низкие уровни этого бесконечного спектра, оправдывая свои стремления свободой воли человека. Они так же раскрывают в себе прежде закрытые потенциальные возможности, но не в направлении восхождения к бесконечному совершенству, а в сторону нисхождения и деградации сознания человека. Интересно, но они знают, что способ существования, который они избрали для себя, ведёт к деградации и, поэтому, всячески оправдывают свой психологический и социальный статус.

Но спускаться вниз по ступеням спектра возможностей всегда легче, чем восходить вверх. Для восхождения необходимы постоянные усилия. Зная всё это, мы должны предположить, что с периода, когда человек стал способен к самоосознанию изменилось и его предназначение. До этого времени он, будучи завершённым (или совершенным) существом был в полном подчинении у низшей природы, так как являлся её частью. Но когда Божественная душа вошла в него, которую мы называем Психическим существом или истинным «Я» человека, то это событие полностью изменило его судьбу. Во-первых, в нём открылись возможности восхождения его сознания по ступеням Божественного спектра сознания. Во-вторых, побуждаемое изнутри истинным «Я», сознание человека стало менять свои приоритеты, и для него изменился смысл значимостей проявленного мира, и предназначения в нём самого себя. И, в-третьих, в нём появилось побуждение, при взаимодействиях с внешним миром, исследовать самого себя. Стремление к самопознанию, пробудившееся в человеке при открывшихся в нём более высоких возможностей, распространяется и на смежные области его сознания, вызывая состояние неугасимой жажды знаний.

Итак, в современном человеке одновременно сосуществуют завершённая его часть, которой управляет низшая природа, и вновь открывшиеся в нём возможности, находящиеся под влиянием и управлением высшей природы и устремлённые в направлении бесконечного совершенства. И, на первый взгляд, эти две части человеческого существа кажутся противоположностями друг друга в своих устремлённостях. Низшая, животная часть в человеке стремится к значимостям этого проявленного мира, в то же время открывающиеся в человеке высокие возможности увлекают его в направлении бесконечного совершенства. Тогда духовную практику человека можно понять, как его стремление освободиться от своей животной природы и подняться на более высокую ступень бесконечной лестницы, ведущей к недостижимому совершенству.

Такое понимание внутренней работы человека, идущего духовным путём, может быть правильным, только в некоторой степени. Действительно, чтобы освободиться от влияния всевозможных факторов внешнего мира, которые стремятся привязать человека к своим значимостям всевозможными соблазнами, можно уединится в келью, пещеру и, наконец, в дупло, или же как Сименон столпник, соорудить себе на столбе аистовое гнездо, этим самым подняться над всеми соблазнами мира. Те усилия, которые прилагает человек, чтобы осознавать в себе различные состояния, возникающие в нём при взаимодействии с внешним миром и с низшей природой в самом себе, имеют другую цель – они формируют в человеке структуры, созвучные более высоким планам сознания. А так как все события в мироздании происходят по созвучию или с тем, кто инициирует эти события, или же с тем, кто притягивает их, то состояние сознания человека, находится ли оно под влиянием низшей природы, или же под влиянием высоких стремлений человека, всегда обращено в сторону созвучную ему.

Тогда можно сказать, что в начале внутреннего пути при духовной работе, когда ещё сильна низшая животная природа в человеке, и в то же время его душа устремлена к Божественному, человек словно зависает между небом и землёй – ему ещё трудно расстаться с земными значимостями и в то же время он не может и не хочет подавлять в себе, пробудившееся в нём стремление к продолжению внутренней работы. И в этот период времени человек часто попадает под влияние сомнений, источником которых является стремление человека быть значимым. Это прежнее стремление к значимости, которое укрепляет социальный статус человека, хотело бы сохранить себя и на духовном пути. Человек сомневается и в своей признанности к духовной работе и в своей способности быть успешным в ней. Это происходит потому, что он ещё не знает, что успешность – это свойство, необходимое в проявленном мире значимостей, а не на внутреннем пути. В духовной работе важна искренность, концентрирующая всего человека вокруг его внутренней работы, и которая важна сама по себе, а не ёё результаты.

И есть ещё одна проблема, которую человек должен преодолеть в себе – во внешнем проявленном мире значимостей человек всегда имеет какие-то конечные цели, что проявляется даже тогда, когда деятельность человека кратковременна и малозначима. Стремление к конкретной цели и достижение её, для человека необходимо, потому что это создаёт в нём состояние завершённости какого-то этапа своей активности, что при самоосознании человеком воспринимается, как целостность.