Путями самоограничений

Подниматься всегда труднее, чем падать, и по дороге, ведущей в гору, всегда затрачивается больше усилий, чем, если по этой дороге идти в обратном направлении. Духовный путь можно в какой-то мере сравнить с подъемом в гору, но он имеет одну особенность, о которой, идущие духовным путем, вначале не знают. Этот путь похож на эскалатор, который спускает пассажиров вниз. Для того, чтобы подняться наверх, необходимо постоянно делать усилия, нельзя останавливаться, потому, что в этом случае эскалатор повезет тебя вниз. В действительности, человек на духовном пути не прилагает усилия, для того, чтобы подниматься вверх, но делает все, чтобы освободиться от всего, что его тянет вниз, – он как бы стремится подняться над эскалатором. Но, пока это не произошло, люди, спускающиеся вниз, будут увлекать их за собой.

Освобождаться от всех привязанностей к ценностям материального мира, от зависимостей эго и желаний, а так же от власти всевозможных эмоциональных состояний – без такого рода освобождения невозможен никакой рост сознания. Разумеется, чтобы освободиться от влечений, желаний или каких-либо эмоциональных состояний, нужно не только постоянно быть бдительным, наблюдая за всем этим, но и одновременно быть в состоянии относительного внутреннего равновесия и покоя, без чего какое бы то ни было наблюдение невозможно. Это одна из причин, почему в самом начале духовной практики человеку удается осознавать свои различные эмоциональные состояния или же проявления эго, задним числом, т. е. в том времени, когда уже улеглись внутренние бури.

Другой стороной внутренней  работы должно быть непотакание всевозможным состояниям, вызванным как внешними событиями, так и отношением к этим событиям, в которых проявляет себя как различные эмоции, так и реакции вездесущего эго. Не потакать – это не значит подавлять какие-либо состояния, в которых может находиться человек, но в первую очередь не реагировать на них внешними средствами. И это означает, оставаться в позиции наблюдателя, при любых обстоятельствах и при любых внутренних состояниях.

Конечно же, непотакание содержит в себе бдительность, без которой никакая внутренняя работа сделана быть не может. Одна из трудностей внутренней работы состоит в том, что восприимчивость человека падает, если скорость возрастания какого-либо раздражителя невелика. Дело в том, что повышение или понижение порогов восприятия у каждого человека идет с определенной скоростью, и если какие-то события во внешнем мире, или же какие-то состояния в самом человеке имеют незначительную скорость нарастания своей интенсивности, то в этом случае происходящие изменения могут оставаться на подсознательном уровне и человек может однажды их осознать, когда они потребуют от него своей реализации. Это правило действует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при выполнении внутренней работы. Силы других планов бытия, воздействуя на подсознание человека, и будучи недоступными для восприятия, постепенно меняют отношение человека и к самому себе и к тому, что происходит вокруг него. В таких случаях даже самая высокая бдительность не помогает человеку в его восприятии реальности. Для человека, идущего духовным путем, очень важно осознание различных состояний прямо «здесь и сейчас». Медленные же изменения отношений к окружающей реальности человеком обычно не замечаются, он осознает их только при сравнении с теми, которые были в прошлом.

Следующей гранью внутренней работы является восприимчивость, без которой невозможно осознание каких бы то ни было состояний или отношений, и без которой, разумеется, невозможны никакие самоограничения. По мере того, как состояние внутреннего свидетеля наполняется все более глубоким покоем, его восприимчивость возрастает, и человек становится способным осознавать то, что прежде для него было подсознательным.