Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕКОТОРЫЕ СОЗВУЧИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

--

Любовь человека может быть разной, она может быть к мужчине или женщине, к своим детям, к своим родителям и др. К различным проявлениям любви или некоторым важным для жизни предпочтениям у каждого человека есть генетическая предрасположенность. И это касается не только любви, но и многих других проявлений человека, Но здесь мы будем говорить только о некоторых проявлениях наследственности, которые влияют на взаимоотношения в семье – о любви.

Можно представить гармоничную человеческую личность, как круг, разделённый на секторы, каждый из которых обозначает генетическую предрасположенность проявления какой-то базовой особенности человеческой личности. Другими словами, будущая личность взрослого человека уже с первых дней своей жизни имеет определённые предрасположенности – психологический фундамент будущей социальной личности.

После рождения человека в каждом секторе генетических предрасположенностей начинается работа по строительству соответствующих граней человеческой личности. Это строительство происходит при общении человека с другими близкими или социально далёкими людьми. И если прежде секторы круга отличались только по своей величине, то в результате общения с реальностью мира, они начинают отличаться друг от друга, по своей внешней конфигурации – круг перестаёт быть кругом и внешние границы его превращаются в волнистую, неравномерно огибающую замкнутую кривую. Это связано с тем, что внешние факторы, с которыми взаимодействует человек, почти всегда непредсказуемы и по своему разнообразию, и по интенсивности. И, поэтому, врождённые генетические предрасположенности достраиваются в процессе  жизненного опыта человека не с одинаковой скоростью. И, поэтому, такого рода замкнутая фигура у различных людей отличается не только по форме, но и по размеру. И это понятно, так как нет двух людей одинаковых по своим физиологическим и психологическим особенностям. Таким образом, мы графически определили различия между людьми.

Таким образом, нет одинаковых двух людей, каждый человек в чём-то не совпадает с любым другим человеком. Что же будет происходить с личностными психологическими особенностями человека при общении с другими людьми? Мы с вами уже знаем, что при общении людей между собой происходит их взаимная трансформация и одновременно создание соответствующих структур на генетическом фундаменте человека. Например, у каждого человека в его генетических программах есть секторы отвечающие за взаимоотношения со своими родителями и детьми, можно сказать, что любые взаимоотношения с реальностью окружающей человека в период всей его жизни, имеют в своём фундаменте определённые программы, которые мы называем инстинктами, есть и те части, о которых мы говорим как о склонностях или предпочтениях. Но любые программы, заложенные в человека, необходимые для его успешного взаимодействия с реальностью мира, не являются неизбежными, непреодолимыми, неизменными. В течение жизни на поверхности инстинктивных стереотипов, в каждом человеке возводится здание определённых отношений с окружающей человека реальностью, которое может в значительной степени изменить врождённые стереотипы и склонности человека. Например, у родившегося человека ясно проявляется инстинкт, в котором проявляется его опора на своих родителей. Но ситуация сложилась так, что он оказался нелюбимым ребёнком и вместо ожидаемой родительской любви, он постоянно испытывал с их стороны отвержение  или даже жестокость. Это привело к тому, что в его генетической программе, отвечающей за будущее его собственные родительские отношения к своим детям, может сформироваться комплекс отвержения и жестокости к своим детям. Но повзрослев и будучи сознательным, он не позволял при воспитании своих детей проявляться этим комплексам. И ни один из его детей не испытал не себе возможного негативного отношения. Но на глубинном, подсознательном уровне, который всегда проявляет себя если не в действиях человека, то в его неосознаваемых восприятиях, в нашем случае, своих родителей, или одного из родителей, ребенок воспринимает подсознательную, никак во вне не проявляемую особенность отношения к нему со стороны его воспитателей. И его генетически обусловленные программы взаимоотношения к родителям или даже к своим детям, в своей подсознательной части в значительной степени будут соответствовать таковым своих родителей. Происходит своеобразное заражение, которое приводит к тому, что дети в какой-то своей части становятся копией своих родителей. Я сказал, в какой-то своей части, потому что воспитателями человека являются не только его родители, но и всё, с чем он приходит во взаимодействие. Возможны даже такой вариант, когда дети в чём то осуждая родителей, тем не менее в какие-то периоды своей жизни начинают походить на них в своих взаимоотношениях с реальностью мира.