Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ

--

Речь идёт о значимости самого себя. Любая значимость для каждого человека имеет свой смысл и своё предназначение, имеющее определённую направленность, поэтому значимости отдельно взятых людей не одинаковы по своей ценности и предназначению. Когда мы говорим о значимости человека, то имеем в виду его психологическую структуру, а не его социальную значимость, соответствующую его социальной и духовной направленности. При этом, оценку, которую даёт человек самому себе или те оценки, которые дают ему другие люди, далеко не всегда соответствуют действительности. Но для того, чтобы что-то изменить в своей психологической структуре, надо знать слабые и сильные стороны своей личности, без чего невозможно вносить в неё какие-то поправки. Обычно человек предвзято оценивает свои качества и способности – он некоторые из них преувеличивает, а другие может приуменьшать. Он начинает оценивать себя более правильно, только тогда, когда становится способным к самоосознанию, поэтому реальная работа над своей психологической значимостью для человека становится возможной только тогда, когда он является не только субъектом, но и одновременно объектом исследования. И к этому следует добавить, что человек и исследовать самого себя, и трансформировать свою исходную психологическую структуру личности может только в динамике, при взаимодействии с внешней реальностью проявленного мира, или же с внутренней реальностью самого себя.

Значимости человека в своей основе имеют генетические предрасположенности, следующим уровнем формирования значимости является внутриутробный период, которому, к сожалению, не придают должного значения и, наконец, значимость продолжает формироваться в течение всего периода от рождения и до смерти человека.

Ну а как тогда быть взрослому человеку, который, возможно, уже перешагнул возраст юности и личность которого, как он считает, уже сформировалась? В этом случае её придётся переформатировать, если человек посчитает это для себя необходимым. Взрослый человек, должен знать по крайней мере, большую часть своих недостатков, от которых он хотел бы избавиться и заменить их достоинствами. Но в любом случае, прежде чем заняться формированием своей значимости, человек должен определить для себя цель своей жизни, потому что от этого зависит, какие психологические особенности своей личности должен иметь человек, чтобы быть успешным в достижении своей цели. По большому счёту, у человека могут быть только два направления его целей. Одно из них принадлежит внешнему миру с его значимостями, другое – миру внутреннему.

Рассмотрим некоторые психологические качества, которые должны быть выражены в достаточной степени, как при достижении внешних целей, так и на внутреннем пути. Первое – это воля. Она необходима человеку не только для того, чтобы неуклонно стремиться к намеченной цели, но и удерживать внимание от всего, что может отвлечь человека от того направления, которое он избрал. Во-вторых, воля – это сознательная энергия, которая удерживает в необходимой последовательности нужную информацию в человеческой памяти. Когда мы говорим о слабой памяти, то имеем в виду, что энергии воли нехватает, чтобы удерживать отдельные фрагменты информации вместе. Воля – это одна из основ человеческого интеллекта, так как она включает в себя необходимые для своей реализации инструменты – внимание, восприимчивость, способность к различению, бдительность и знание цели. Без знания цели воля теряет свой смысл. Конечно, можно сказать, что воля и все её инструменты, которые мы здесь перечислили это всё проявления сознания человека. и это будет правильно, так как воля является основным инструментом сознания, который оно использует для взаимодействия как с внешней, так и с внутренней реальностью. Тогда сознание можно сравнить с генеральным штабом, в котором решается направление и смысл активности человека, а воля – генерал армии.

Если человек избирает для себя какую-либо внешнюю цель, то он должен обратить особое внимание на состояние своей воли и быть максимально сосредоточенным на тех делах, которые он выполняет. При этом он должен отличать те дела, которые соответствуют его намерению, и свести к минимуму набор своих интересов, которые не соответствуют его цели. При этом, очень важно удерживать на втором плане свою основную цель, когда возникает необходимость заниматься чем-то посторонним. Это можно сравнить с малышом, который одной рукой держится за юбку матери, а другой, например, срывает ромашки. Для него очень важна его мать, а ромашки – это так, мимолётные интересы. Для успешности ведения дел во внешнем мире  важны и другие психологические качества, одним из них является низкая внушаемость. Действительно, повышенная внушаемость в значительной степени снижает способность человека критически мыслить и предвидеть результаты делового общения. И есть ещё один нежелательный симптом, который в значительной степени может быть препятствием для успешности деятельности – люди с повышенной внушаемостью легко идут на поводу других людей, и соглашаются с их мнениями в тех случаях, когда этого делать не следует. Что делать? – воспитывать в себе осторожность, граничащую с недоверием к тем людям, с которыми приходится иметь дело на материальном плане. Люди при общении друг с другом всегда хотят быть значимыми. И это проявляется во всех случаях их взаимодействия с другими людьми, а не только тогда, когда они заключают между собой какие-то материальные сделки. Поэтому, наблюдая за игрой людей, которой они занимаются, при общении друг с другом, мы можем осознать их стремление к значимости, хоть в чём-то незначительном. И именно такое наблюдение делает людей менее внушаемыми и более алертными. Конечно, существует ещё и другие качества человеческой личности, необходимые для успешного ведения дел в материальном мире, например, сообразительность, которую можно воспитывать только при помощи специальных «игр». И, конечно же во всех случаях имеет большое значение хорошая память и осознанность. Память можно тренировать, вспоминая по вечерам о событиях, в которых приходилось участвовать во время прошедшего дня. Осознанность же воспитывается в тех случаях, когда человек старается все свои действия делать сознательно. В конечном счёте, это приводит человека к привычному состоянию осознанности, которое по своему внутреннему состоянию противоположно состоянию повышенной внушаемости.