Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

--

В наше всё ускоряющееся время при многократно возросшем потоке информации, человек не успевает знакомиться с тем объёмом информации, который необходим для удержания в памяти основных событий, происходящих в современном мире, и даже с тем материалом, который необходим в профессии, в которой занят человек. И совсем мало остаётся времени, для того, чтобы почитать или послушать, что-нибудь для души или ума. Клиповое сознание – это фрагментарное сознание. современные фильмы и мультфильмы создаются для клипового сознания. при этом события идут небольшими фрагментами, сменяя друг друга, часто без связи между ними, то же самое происходит и в телевидении, когда одна короткая реклама сменяет другую, и все они вместе похожи на сменяющиеся образы калейдоскопа, не связанные между собой по содержанию. То же самое происходит и при просмотре новостей по телевидению, которые быстро сменяют друг друга. И телезритель успевает схватывать только поверхностную суть того, чем его кормит телевидение и не осмыслив одного, перескакивает на другое, не связанное с предыдущим материалом. Все это ведёт к тому, что вся человеческая жизнь становится разорванной, непоследовательной и даже хаотичной. Человек привыкает к постоянной смене прерывистого потока информации и вся его жизнь теряет последовательность. Совсем, как у Маяковского: «А у меня в кармане гвоздь, / а наша кошка родила котят, котята выросли немножко, а есть из миски не хотят…». И в результате, внимание человека становится неустойчивым и ему некогда понимать прочитанное или прослушанное, и он готов перескакивать к другим фрагментам информации, не пытаясь связать в одно целое и понять суть идущего через него потока информации. Отсюда низкое усвоение знаний, а раздробленность мышления ведёт к повышенной внушаемости, что в свою очередь формирует в нём психологическое состояние удобное для манипуляции манипуляторами. Люди с клиповым сознанием не способны к  анализу ситуации, так как любая информация не задерживается в нём и сменяется новой. Отсюда, люди с клиповым сознанием не способны не только выделять главный смысл из возникающих обстоятельств, но и предвидеть возможные результаты чьих-то или своих собственных поступков. Не имея устойчивого внимания и последовательного мышления, человек не может занять достаточно высокое положение в окружающем его социуме. Клиповое сознание ведёт к тому, что прочитанный материал усваивается человеком крайне неудовлетворительно, и для него процесс чтения кроме отрицательных эмоций ничего положительного не вызывает. Отсюда процесс усвоения прочитанного материала редко превышает 10%. И в то же время человек, имея клиповое сознание, становится лёгкой добычей рекламы и, например, может делать ненужные покупки, попадать под влияние всевозможных антисоциальных внушений. Телевизионные фильмы и всевозможные компьютерные игры, в которых основным фоном всевозможных событий является насилие, повышает пороги чувствительности к сопереживанию при общении с другими людьми. Отсюда, взаимоотношения людей становятся поверхностными, а способность сочувствовать другому человеку, понять его состояние или переживание по какому-либо поводу в значительной степени падает. Всё это ведёт к тому, что отношения между такими людьми становятся поверхностными, часто, формальными.

Возникает извечный вопрос: «что делать»? Как мы уже говорили, у людей с клиповым сознанием повышена внушаемость, снижена способность к продолжительным волевым усилиям и в центре поля их мировоззрения пусто, и на эту пустоту претендуют одновременно различные разнонаправленные интересы, источником которых являются различные внешние факторы. В связи с этим внимание людей с клиповым сознанием становится волнообразным. Такой человек может сосредоточиться на какой-то информации на очень короткое время, затем внимание его рассеивается и ему нужен уже новый объект внимания, очень часто, никак не связанный по смыслу с объектом первоначальным. Такому человеку некогда размышлять, пытаться что-либо понять, он просто не успевает это сделать, как его внимание уже нашло себе другой объект. Человек при этом словно находится в потоке множества вещей, которые стремительно проплывают перед ним и он пытается все эти вещи рассмотреть, понять, но на всё это ему нехватает времени, так как на очереди толпятся множество других вещей, которые он должен успеть рассмотреть. Он хватает одну вещь, бегло её рассматривает, затем оставляет, чтобы перейти или даже перескочить к другой, которая так же будет оставлена через несколько минут. Это можно сравнить с передвижением человека из одного города в другой. Если он идёт пешком, то он видит во всех подробностях всё, что находится перед ним и вокруг него. Если же он едет в поезде, то его внимание выхватывает из реальности только отдельные картины, остановить, рассмотреть и понять которые он не в состоянии. В тех же случаях, когда человек летит на самолёте, то реальность мира в этот период он воспринимает на самом поверхностном уровне – в общих чертах. Радищев в своё время написал книгу: «Путешествие из Петербурга в .Москву». а что мы можем написать, после поездки из Петербурга в Москву? А вот Василий Песков написал в о своих путешествиях целых 12 книг, Ганзелка и Зикмунд в результате своего путешествия так же написали многотомный труд. И тогда мы можем думать, что современная человеческая цивилизация в своём всёускоряющемся ритме делает человека всё в большей степени поверхностным, снижая его способности понимать и самого себя, и происходящее вокруг него. Ему некогда думать, анализировать, понимать, нужно успеть схватить, посмотреть и снова бежать, ехать, лететь дальше. Внешний мир и внутренние желания неустанно подгоняют его, и внешние социальные отношения и интересы человека перестают быть устойчивыми и глубокими, и при воздействии незначительных причин, легко рвутся. Обратите внимание на образование, которое люди получают в школах – оно не только приспособлено под клиповое сознание учащихся, более того, оно способствует формированию разорванности мышления, а ЕГ не требует от ученика понимания всей глубины, изучаемого предмета и использует его пассивную память. Поэтому большинство из получивших аттестат зрелости, не блещут грамотностью даже в школьном объёме. Люди, с клиповым сознанием при общении друг с другом предпочитают полемику, отстаивая свои мнения и отвергая мнения других людей, вместо того, чтобы участвовать в дискуссии, которая предполагает, что человек может принять и понять точку зрения другого человека, не жертвуя своим собственным мнением. Видеть только одну точку зрения – это всегда опасно, говорит нигерийская писательница Чимаманда Адичи, потому что это ведёт к атомизации людей, отчуждением их друг от друга и, как мы уже говорили, к снижению психологической восприимчивости и способности к сопереживанию.

Но клиповое сознание не является болезнью, – оно только результат стремления человека приспособиться к быстро меняющимся внешним обстоятельствам. И многое можно исправить, если у воспитателей и учителей есть к этому желание. И, конечно же, такое желание должно быть и у человека, имеющего клиповое сознание. Рассмотрим несколько примеров, используя которые можно в значительной степени  исправить клиповое сознание человека. Можно учащемуся задавать вопросы, ответы на которые должны заставить его задуматься. Например, вы спрашиваете учащегося, будет ли он одинаково относиться к человеку, одетому в генеральскую форму или если он одет в обычную рабочую одежду строителя? при этом, события будут происходить в разные дни в течение месяца. Конечно, он ответит, что отношение к генералу будет другое, более уважительное. Но тогда можно его спросить, что для него в этой оценке было более важным человек или форма? Ответов может быть несколько, но важно, что это заставляет ученика задуматься и что-то понять в самом себе. Можно спрашивать о смыслах русских пословиц, которых множество и каждая имеет свой смысл. Очень полезно чтение художественной литературы классиков, философских трудов,  а затем по частям пересказывать прочитанное, при этом необходимо постепенно увеличивать время непрерывного чтения.

А что будет происходить с человеком, если его клиповое сознание будет продолжать находиться под всё усиливающимися и всёускоряющимися потоками внешней информации? – Раздробленность его сознания и мышления будет постепенно нарастать, и вместе с этим будет нарастать примитивизация человека.