Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОЧЕМУ БОГ СРАЗУ НЕ СОЗДАЛ МИР СОВЕРШЕННЫМ

Петр Зорин

Ветхозаветная реальность мироздания статична и в ней не предусмотрена какая бы то ни была эволюция. В Центре ветхозаветного мироздания находится Земля, а все небесные объекты – солнце, луна и звёзды созданы для освещения её.

На шестой день создаёт бог человека словом по образу и подобию своему – мужчину и женщину, и отдаёт ему во власть всё живое, созданное им на Земле. Но потом ветхозаветный бог ещё раз создаёт человека-мужчину уже из праха земного, и из ребра его создаёт ему жену. И поселил бог созданного им из праха земного человека и его жену – Адама и Еву в саду Эдема, чтобы возделывать его и хранить его. таким образом, дважды сотворив человека, он ставил перед людьми разные задачи

И вот прошли 7523 года от сотворения мира по Ветхому завету (есть и другие даты), расплодились люди и паразитируют на поверхности своей планеты, и больше им нечем заняться, так как ветхозаветный творец не предусмотрел эволюции в созданном им мироздании.

Но Дарвин говорит о том, что человек произошёл от обезьяны. Фридрих Энгельс утверждает, что труд создал человека. Археологи находят древних предков человека, которые жили на Земле задолго  до ветхозаветного сотворения мира. Шри Ауробиндо говорит, что «человек – это переходное существо». И всё это свидетельствует о том, что мироздание не статично, и находится в постоянной динамике эволюции, а современный человек не останется навсегда таким, каким мы его знаем сейчас – он в настоящее время находится в переходной стадии к его великому будущему – гностическому существу. И окончательное совершенство никогда не наступит. И если бы однажды это произошло, то мироздание тот час же прекратило бы своё  существование, и Бог бы умер, а мёртвое мироздание, следуя всё возрастающей энтропии, постепенно бы погасло. Мироздание сознательно, но само по себе сознание не является атрибутом только жизни, которая противостоит энтропии. Сознательны все объекты мироздания. Причём неживые объекты являются своеобразным скелетом мироздания, а различные формы жизни – динамической, противостоящей энтропии, эволюционирующей составляющей его безмерного тела.

Все формы жизни обитающие в мироздании, на каком бы уровне сознания они не находились, в каждое мгновение времени – совершенны, и тогда вопрос, который стоит в заголовке статьи: «Почему Бог сразу не создал мир совершенным», отпадает сам собой. Мы уже все совершенны и, эволюционируя, в каждое следующее мгновение времени, переходим в состояние иного совершенства – большего. Другими словами, одни люди могут в каждое следующее мгновение времени становиться более совершенными, чем они были прежде, а другие, возможно, менее совершенными, если сравнивать их с совершенством предыдущим. Но они в любом случае остаются совершенными. Мироздание совершенно или, Бог совершенен в каждое мгновение времени. Тогда в чём же состоит принцип эволюции беспредельного, всемогущего, всезнающего и вездесущего Бога?

Но, вначале остановимся на особенностях направленности познания Бога и всех форм жизни, которые являются частью его великого тела. Все формы жизни, обитающие в мироздании, познают и взаимодействуют с той реальностью, которая окружает их. Их сознание обращено вовне и их мировоззрение, отражающее доступную их восприятию часть окружающей их реальности, основано на их интересах и на том, что они воспринимают, в пределах своего предназначения. В то же время сознание Бога обращено вовнутрь своего многомерного и беспредельного тела с неисчислимыми вселенными, и каждая из бесчисленных форм жизни, населяющая эти вселенные, имеет своё предназначение.

Когда люди говорят о совершенстве – они всегда сравнивают объекты восприятия и выбирают из них тот, который, по их мнению, более совершенен. В действительности, сравнений не должно быть, так как каждый человек или идея или какой-то процесс и др. – единственны в своём роде. Мы ведь не сравниваем совершенство человеческой руки с совершенством его глаза или чего-либо ещё. Конечно, можно возразить, что это не сравнимые объекты и у каждого из них своё предназначение. Но, то же самое мы можем сказать и о людях – у каждого из них, если рассматривать их с оккультных позиций, своё предназначение. Люди не сравнимы друг с другом. Так же как нет абсолютно одинаковых листьев, например, на деревьях клёна или берёзы и каких угодно других деревьев, так же нет и одинаковых людей, чтобы можно было сравнивать степень их совершенства. Конечно, мы можем сравнивать количество или качество чего-либо. Но можем ли сравнивать царский дворец и обычный жилой дом – они разные и каждый из них по-своему совершенен, и каждый имеет своё предназначение. И это касается всего в мироздании. И если мы будем с таких позиций смотреть на реальность мира, то многие проблемы просто не возникнут, потому что не будет для этого оснований. К тому же отпадёт сам собой вопрос: «Почему Бог сразу не создал мир совершенным»?

Мир, в котором мы живем, полон совершенств и каждый человек в нём – неповторимое индивидуальное совершенство. И неважно, кто он, обыватель, разбойник или Папа римский – каждый из них неповторим и поэтому совершенен. На самом деле, когда мы говорим о совершенстве и сравниваем один объект с другим, то мы при этом сравниваем немногие из их качественных или количественных характеристик, не замечая большую часть других особенностей сравниваемых объектов. Мы при этом слишком субъективны. Причиной человеческой субъективности является то, что мы по немногим признакам судим о целом и вторая важная причина нашей субъективности состоит в том, что у каждого из нас есть своё представление о совершенстве в виде какого-то образа, который мы накладываем на отражённые в нашей памяти внешние объекты и этим самым дополнительно искажаем их. И, кроме того, у нас существуют субъективные идеалы, которые мы располагаем в нашем будущем или в наших ожиданиях, и когда у нас возникают влечения к кому-либо или к чему-либо, то, мы очень часто, на эти объекты накладываем образы наших идеалов и почему-то верим, что объекты наших влечений соответствуют нашим идеалам. Конечно, мы ожидаем от наших идеалов идеальных поступков и идеальных отношений к нам и к окружающей нас реальности. Это свидетельствует о том, что в каждом человеке есть стремление к большему совершенству, чем то, которое он имеет. Но у различных людей эти эталоны совершенства не одинаковы, потому что сами люди имеют индивидуальные различия, и, поэтому, они будут всегда сравнивать и какое бы совершенство им ни встретилось, идеалом для них будет что-либо ещё более совершенное. К тому же, то, что замечательно, прекрасно, совершенно для одного человека, для другого будет иметь другую оценку. Тогда совершенство – это понятие относительное и оно станет абсолютным тогда, когда люди познают единую истину, и когда границы индивидуальных вселенных каждого человека исчезнут, и множество индивидуальных человеческих правд растворятся, слившись с единой Божественной истиной. Можно было бы на этом и закончить говорить о том, почему Бог сразу не создал мир совершенным, но у читателя обязательно возникнет ещё один вопрос, на который так же надо дать ответ. Если ветхозаветная вселенная статична и в центре её находится Земля, а все небесные тела – это только светила, которые освещают Землю – Солнце – днём, а луна и звёзды – ночью, то действительный Универсум, находящийся в постоянном движении и изменении, динамика которого не имеет ни начала, ни конца, какова его цель? И если ветхозаветный бог создавал реальность своего мироздания при помощи слова, ради собственного удовольствия (вспомните, что все творения Яхве заканчивал словами: «И увидел бог, что это хорошо». То есть ли у бессмертного, вечного, всемогущего и всезнающего Бога, который является всем сущим в мироздании, какая-либо цель, совсем не обязательно конечная, к которой он стремится? Для чего Он, в своей динамике, «стал всем этим»? Если представить динамику любых процессов в любых масштабах, не имеющую направления, то мы получим динамический хаос, в котором невозможно существование любых организованных форм жизни. В этом динамическом хаосе есть только одно направление, ведущее ко всё возрастающей энтропии и смерти.

Шри Ауробиндо говорит, что эволюция подобна раскрытию бутона цветка, в котором все лепестки уже есть, но раскроются они только в процессе его эволюции. Это может вызвать у читающего человека недоумение – что это за эволюция, в которой проявляется то, что было непроявленным. И если для человека это может выглядеть, как эволюция, потому что человек не знает, что скрыто в ещё нераспустившемся бутоне цветка, но Бог-то знает. Мы говорим, что динозавры эволюционировали в птиц и видим вокруг себя множество летающих пернатых динозавров, каркающих, чирикающих, кукарекающих, распевающих соловьиные трели и т.д. а оказывается такого рода будущее, было для них неизбежным. Археологи находят кости далёких обезьяноподобных предков человека и Энгельс утверждает, что труд создал человека. Да ничего подобного, никакой труд человека не создавал, потому что у нашего обезьяноподобного предка его человеческое будущее уже существовало в нераспустившемся ещё бутоне цветка эволюции. Вон, дельфины, не имея рук, возможно, более разумны, чем многие из людей. Получается какая-то путаница, в которой известно, в каком направлении и как будет эволюционировать человек, переходя от первобытного, обезьяньего совершенства к совершенству человеческому. Но потом, мы неожиданно вспоминаем, что Бог всезнающ и не может не знать будущее любой формы жизни. тогда можно предположить, что Бог в своей эволюции идёт известными ему путями, не открывая для себя ничего нового, потому что ему уже заранее всё ведомо. Неправда-ли, что у Бога очень скучная жизнь в мироздании, в котором никогда не происходит чего-либо неожиданного. А может быть, мы что-то не понимаем в самом процессе эволюции? Может быть, эволюционируют не формы, будущее которых Богу известно изначально, а нечто иное. Возможно, формы – это только средства для эволюции?  Всё правильно, эволюционирует сознание! И если человек «и жить торопиться и чувствовать спешит» – (из стихотворения П. А. Вяземского: «Первый снег»), то Богу спешить некуда, у него вечность. И к эволюции сознания причастно не только человечество, а все формы жизни без исключения. Правда, у человека есть перед ними преимущество – он способен к самоосознанию и, следовательно, может осознанно участвовать в своей собственной эволюции, что в неизмеримой степени ускоряет процесс эволюции сознания. Итак, мы, практически, получили ответ на вопрос, который стоял в самом начале этой статьи: «почему Бог сразу не создал мир совершенным». Во-первых, потому, что мироздание не статично и постоянно находится с состоянии становления. Во-вторых, процесс эволюции не имеет своих пределов и в нём не может быть что-то окончательно совершенным и неизменным в своём совершенстве.

Опубликовано