Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ-ЧТО О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

--

Человек – смертное существо, но он всегда хотел быть бессмертным. И когда мы читаем в Ветхом завете о людях, продолжительность жизни которых была сотни лет, то в нас проникает печаль, потому что продолжительность жизни современного человека изредка достигает ста лет, но в подавляющем большинстве случаев люди умирают значительно раньше. Почему Мафусаилов век для современного человечества стал невозможен? (Мафусаил – сын Еноха и дед Ноя прожил по библейскому мифу 969 лет).

Существует много уровней продолжительности жизни и каждый из них имеет свой спектр. Например, продолжительность жизни различных видов, обитающих на Земле, не одинакова, например, бабочки однодневки, которые существуют только для спаривания и откладки яиц, после чего погибают и некоторые виды черепах, живущих более ста лет. похоже, что низшая природа заняла все ниши по продолжительности жизни и человеку не вырваться из её жёстких объятий. Но многое в этой системе для нас станет более ясным, если мы будем рассматривать различные виды жизни, как формы, имеющие наполнения адекватные требованиям низшей природы. Что здесь имеется в виду? Если говорить о человеке, то имеется в виду, чем он заполняет свою жизнь. Человек находится в определённой нише низшей природы и его удерживает в этой нише всё, что считается важным для человека, как социального существа. «Быть таким, как все», это, значит, находится в той нише или ячейке жизни, которую для человека выделила низшая природа. В этой нише есть те, которые внизу, и те, которые занимают её верхние этажи. Можно сказать, что система «быть таким, как все» имеет своеобразную кастовую структуру, в которой каждая каста имеет своё социально-психологическое наполнение в стремлении «быть таким, как все». Бомж, неосознанно стремясь «быть таким, как все», будет стремиться к тем психолого-социальным стереотипам, которые характерны для бомжей, а работающий семьянин будет иметь другие стереотипы, богатый человек, имеющий власть, – свои и так до самой социальной вершины. Получается, что каждый стремиться «быть таким, как все» в пределах определённого социального статуса. Но, конечно же, все эти кастовые различия имеют и нечто общее, например, у всех людей в той или иной степени есть стремление к власти и в то же время они могут, не осознавая этого, иметь стремление быть рабом – всё дело в пропорциях. Все стремятся к тому, чтоб их уважали, с ними считались и периодически психологически поглаживали. И конечно же, все хотят материального благополучия максимально возможного для них и удовольствий, чтобы не занимать в своей касте последнее место. И здесь мы встречаем множество психологических вариантов. Например, женщина в своём детстве находилась под жёстким присмотром матери и каждый шаг её строго контролировался. И в то же время её мать, постоянно указывала ей, насколько её младшая сестра лучше, способнее и умнее её. Достигнув совершеннолетия старшая из сестёр тут же уезжает в Ленинград, этим самым освобождаясь от жёсткой опеки своей матери. Но у неё появилось стремление компенсировать унижения, которые она испытывала в детстве, да к тому же, она унаследовала от матери стремление контролировать тех, которые были доступны её влиянию. Она стремилась быть в центре внимания, быть лучше всех и значимее всех. И ей это удавалось до тех пор, пока она не вышла на пенсию, а через несколько лет предложили ей уволиться с работы. Она искренно верила, что она продолжает оставаться самой красивой и умной среди того социального окружения, в котором она осталась в положении неработающей пенсионерки и это убеждение приносило ей немало горьких минут. Привыкнув быть в центре внимания, она никак не могла и не хотела понять, почему молодые мужчины в присутствии её – самой красивой и самой умной – предпочитают общаться с молодыми девушками, которые по её мнению пустые и умеют только строить глазки и говорить лишь о пустяках. Во время беседы о её проблемах, когда ей был задан вопрос: не считает ли она, что в сравнении с молоденькими девушками она выглядит более привлекательной?

– Конечно, считаю, – не задумываясь, ответила она. Она хотела быть, как прежде в молодые годы, в центре внимания, жажда собственной значимости заставляла её быть неадекватной в общественных местах, потому что она «знала», что правильно, а что не правильно и стремилась навязать свою «правильность» там, где этого было не нужно делать. средств утверждать свою значимость у неё не оставалось и она заболела одним из тяжёлых аутоиммунных заболеваний. И она вновь стала значимой, для всех своих знакомых, которые узнали о постигшем её несчастье. В случае, когда человек теряет свою значимость, можно было бы ожидать определённых истерических расстройств, но мощная сила стремления к значимости нашла другой, более радикальный, выход из положения.

Так как иммунитет является наследственным приобретением человека, то эпизод, здесь описанный, можно представить себе как поломку или патологическое изменение наследственного аппарата человека. Известно, что генетический аппарат человека – это не есть что-то неизменное, передающееся от родителей к детям, но всевозможные состояния человека, связанные, например, с его увлечениями, привычками, если они интенсивны или продолжаются достаточно часто и продолжительное время, могут оставить след в генетическом аппарате человека и в дальнейшем передаваться по наследству. например, у женщины была вредная привычка разговаривать сама с собой вслух, которая в дальнейшем передалась по наследству одному из её детей. Существует бесконечное множество примеров, когда различные увлечения, склонности, предпочтения передаются от родителей своим детям. Во многом строительный материал для формирования детей копирует то, что имели их родители. И если обыватель, который стремится быть «таким, как все», производит на свет детей, то, конечно же, он передаёт им по наследству свои склонности быть «таким, как все». Эти склонности закрепились в его генетическом аппарате и будут в его детях проявляться как предпочтения. Отсюда, алкоголик или  наркоман, передаст по наследству склонность к алкоголизму или наркомании. Илья Ильич Мечников, биолог, однажды сказал, что у его родителей была очень плохая наследственность, потому что все их предки умирали, не дожив до сорока пяти лет. Он решил исправить недостаток, полученный от его родителей, которые так же умерли рано, и изменил свой пищевой рацион, отсюда нам известна мечниковская простокваша. И всю свою жизнь подчинил той работе, которая была смыслом его жизни. Он прожил более семидесяти лет. Неправда-ли, чтобы изменить продолжительность своей жизни, он постепенно сформировал соответствующее намерение.

Таким образом, на структуру и функцию хромосомного аппарата человека влияет его образ жизни, осознанно сформированное намерение, и информация, в поле которой человек находится.

Но на судьбу человека и продолжительность его жизни влияют и другие факторы, которые способны изменить и природу человека, и его предпочтения и склонности, и ещё многое другое, которое человек даже не предполагает. Но начнём с событий, о которых несколько лет назад было рассказано по телевидению. На одном из островов, которых множество между Австралией и Азией, обезьян научили мыть бананы, прежде чем начинать их есть. Обезьяны это очень быстро оценили это нововведение и вскоре все человеческие предки этого острова, прежде чем начинать есть бананы, мыли их в морской воде. Но самое удивительное произошло несколько позже. На соседнем острове, который был достаточно далеко от первого, обезьяны так же начали мыть бананы, прежде чем их есть. Их никто этому не учил, потому что обученные обезьяны первого острова не могли перебраться на второй, так как расстояние между ними было достаточно большим. Подсмотреть, что делается на соседнем острове, по этой же причине, они так же не могли. Ещё один эксперимент, но уже с мышами был проведён в Советском союзе, биологами. Они взяли группу мышей, длительное время живших в одной большой клетке, разделили на  две меньшие группы и одну из них отправили в Канаду. После этого, тем мышам, которые остались в Советском Союзе, стали с каждым днём уменьшать количество пищи. И когда количества пищи стало недостаточно, чтобы утолять всё возрастающий голод, это осознала канадская партия мышей, у которой, в связи с этим, резко возросли аппетиты. Эти два примера показывают, что на расстояние, без какой-либо передающей системы могут передаваться как опыт, полученный одними обезьянами другим, так и состояние голода одних животных, другим, находящимся в другой части света. Но и это ещё не всё. был проведён ещё один интересный эксперимент, но уже на людях, который дал сходные результаты. Есть такая головоломка, на которой среди множества переплетающихся друг с другом голых ветвей деревьев находятся скрытые изображения различных фигур. Были организованы две группы людей для обнаружения этих скрытых изображений. Одна из групп была в Австралии, другая же – в Англии. Головоломка была настолько сложной, что прежде все изображения ни одним из людей, входящих в эти группы, не была полностью разгадана. Тогда обстоятельства эксперимента были изменены. Той группе людей, которая находилась в Австралии показали те изображения, которые прежде они не могли обнаружить. При этом, в английской группе, в которой одновременно пыталась найти эти же самые скрытые изображения, так же произошёл прорыв – они к своему великому удовольствию так же обнаружили прежде скрытые для них изображения. Возможно, такого рода экспериментов было не три, а значительно больше, но в открытой печати они мне не встречались. И, конечно же, я не мог найти и каких-то комментариев на эти опыты. Похоже, что после полученных результатов, выводы никто не стал делать, потому что это было им не интересно. А может быть, сделали, но не опубликовали, так как  результат был не для широкой публики.

Посудите сами, если образы, состояния и предпочтения могут распространяться, минуя любые информационные каналы, то создавая в каких-то странах между людьми определённые взаимоотношения и предпочтения, этим самым можно воздействовать с большей или меньшей эффективностью на подсознание всего человечества, и, таким образом, постепенно менять его отношения к окружающей его реальности и к самому себе. Можно навязывать разрушительные ценности, которые ведут к деградации человека. В действительности – это своеобразная магия скрытого влияния на человечество. Тем более, если позади этого влияния на человеческое подсознание существует определённое осознанное намерение, сформированное каким-то количеством людей, заинтересованных в соответствующем изменении сознания человека.

Во всём этом есть ещё один важный фактор, удерживающий человеческое сознание в определённых рамках обывателя-потребителя, а человеческое внимание концентрирует на тех ценностях, которые привязывают его к идеалам низшей природы, не позволяя ему вырваться за пределы обыденности. Это одна из причин, почему люди хотят быть такими, как все, быть частью одной усредненной серой массы, разделённой на социальные касты. Человечество точно прижато к земле лицом вниз, и некогда ему поднять голову, потому что все его интересы и вся его жизнь сосредоточена в пределах земных значимостей.

Фактически, всё в этом проявленном мире значимостей является элементами, или средствами низшей природы, которые она использует для самоутверждения и сохранения своей неизменности. Каждому её элементу отведена своя функция и свой срок бытия, после чего одни детали изымаются из общего процесса и заменяются новыми. Из всего, что мы здесь уже говорили, можно сделать вывод, что у низшей природы существует множество способов, при помощи которых она удерживает каждый элемент всего социально-биологического механизма на своём месте и заставляет его функционировать в нужном для неё направлении.

И чем бы ни занимался человек в этом проявленном мире, для своих дел он использует только то, что позволила ему низшая природа. Со временем, это стало для него привычной нормой и даже определённостью, которая служит для него опорой во внешнем мире. На всех уровнях и направлениях активности человека, природа определила для него какое-то количество удовольствий и проблем, определила для него выбор различных интересов, и Ещё она убедила его в фатальности неизбежного конца его непродолжительной жизни на Земле. Но она скрыла от человека его истинное предназначение в Мироздании, и она скрыла от него пути выхода человека из-под её власти.

Шри Ауробиндо не задолго перед тем, как оставить своё тело сказал, что он вернётся на Землю через триста лет «…в первом супраментальном теле, сотворённом супраментальным образом». Он ушёл в 1950 году. В 2250 году будет триста лет, как он оставил своё тело. Но он ещё говорил о том, что в этот период времени на Земле появятся люди, которые смогут продолжать свою жизнь столько лет, сколько будет необходимо для полной супраментальной трансформации их тела, например, до двухсот лет и даже больше. Мы сейчас живём в такой период на Земле, когда это становится для человека возможным. Человек, при этом, должен перейти на другой уровень бытия, в основе которого другие, более высокие принципы жизни и другой смысл и цели жизни, его намерения не должны быть направлены на приобретение благ в этом проявленном мире значимостей. Можно сказать, что человек должен расстаться с любыми значимостями этого мира, изменив для себя их предназначение. Можно сказать, что человек при этом, продолжает жить в этом мире, как и прежде, но он уже не привязан к нему, так как традиционные значимости его утратили для человека свои общепринятые ценности. И, конечно же, это приведёт к некоторому отчуждению от всего, что является значимым для других людей. К тому же и сами люди с их интересами и стремлениями обязательно попадут в эту зону отчуждения. И тогда для человека станут не интересны общения с ними. Возможно, первое время человек будет испытывать сожаление об утраченном мире обывателя, но обычно, это продолжается недолго, да и само сожаление редко бывает острым, так как смена позиции отношения к материальному миру значимостей происходит постепенно.

Итак, если человек встал на путь изменения своей судьбы, то формирование нового намерения, которое будет определять не только изменившееся отношение к прежним значимостям, но и придавать им новый смысл и новое предназначение, должно сообщить человеческой жизни новую, более высокую направленность. Но это является только формой или берегами потока намерения. И эта внешняя сторона потока намерения теряет всякий смысл, если человек не изменит содержание этого направленного потока. Например, у человека есть высокие стремления к совершенству, об этом он говорит с другими людьми, возможно, читает литературу, в которой описаны методы совершенствования, и при этом продолжает жить прежней жизнью обывателя, не меняя свою позицию к значимостям материального мира и к его идеалам. Тогда содержание жизни такого человека, не позволит ему выйти из притяжения низшей природы. И мечты такого человека, его разговоры и даже чтение практической литературы, не будут иметь никакого значения. Такого рода маниловщина характерна для многих людей в современном мире. В течение своей жизни они много раз собираются начать жить по-новому и даже составляют планы, следуя которым, они всё изменят в своей жизни – откажутся от вредных привычек, не будут потакать своей лени, начнут изучать иностранные языки и будут делать ещё много чего полезного, до чего прежде у них не доходили руки. А потом, неожиданно для себя осознают себя пенсионером, и чувствуют, что энергии у них стало значительно меньше, да и ум что-то притупился. И тогда остаётся надежда на то, что в следующей жизни они постараются быть более сознательными.

Человек не может подняться на следующий более высокий уровень своей судьбы, если будет заполнять свою жизнь всем, что предлагает ему его низшая природа. И это станет для него возможным тогда, когда он освободится от всего, чем она удерживает его в пределах своего влияния. Приведу здесь несколько примеров. Пища человека должна быть в пределах необходимости. Она служит для утоления голода, но не получения удовольствий. Не напрасно Шри Ауробиндо говорил, что человек не должен быть привязан к её вкусу, но ценить в ней полезность и необходимость. Цели человека, которые он собирается реализовать для себя во внешнем мире, должны быть направлены не на получение его социальной значимости, но только необходимости, достаточной для обеспечения его скромных потребностей. Он не должен следовать идеям выгоды или невыгоды, которыми низшая природа прочно привязывает человека к этому миру значимостей. Этот проявленный мир значимостей дан человеку как поле для его внешней и внутренней работы, и в своих взаимоотношениях с другими людьми он должен быть воином, а не рабом и не господином. Он не должен подставлять свою правую щеку, когда его ударили по левой и не должен отдавать свою рубашку только потому, что она понравилась кому-то другому. И, кроме того, он должен знать о разрушительности вины и не стремиться делать другого человека в чём-то виноватым перед собой, если этого можно избежать. Не упрекать другого человека за его ошибки и если это возможно, то помочь исправить их. Не обвинять себя в неосознанных проступках, но осознав их стремиться быть более сознательным. Если сделал по отношению к другому человеку что-либо неправильно, то извинись перед ним, кем бы этот человек ни был. Не позволяй своему эго, чтобы оно определяло тактику и стратегию твоей жизни.

Этот мир, в котором живёт всё человечество, похоже на поле боя, на котором противостоят друг другу тёмные и светлые силы. Очень важно, на какой стороне ты находишься. Если ты ведёшь себя как раб и трус, если ты следуешь идее выгоды и требованиям твоего эго, то ты на стороне тёмных сил. Если же ты ведёшь себя как господин и бездушен в отношении тех, которые зависят от тебя, то ты так же на стороне тёмных сил. Но если ты стремишься к истинному единству между людьми, то ты не будешь пресмыкаться перед сильными мира сего, и не будешь господствовать над зависимыми от тебя. Всё, что ты делаешь во внешнем мире, и вся твоя внутренняя работа имеют одну цель – выход за пределы притяжения низшей природы на более высокий план сознания-жизни.

Человек не может изменить свою судьбу и даже на одну секунду удлинить продолжительность своей жизни, если он остаётся частью и инструментом низшей природы. Он может как угодно долго и убедительно говорить о Боге и о путях, ведущих к божественной истине, это ничего не изменит в его жизни, так как человек остаётся на том плане сознания, которому он созвучен и в пределах которого находятся все его дела и все его предпочтения и интересы.