Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕОБХОДИМОСТИ

Петр Зорин

2016-05-05

Мы живём в мире необходимостей, которые точно узкие коридоры определяют направление нашей деятельности, наших интересов и границ наших желаний. Для каждого человека, в зависимости от его психологических и физических особенностей, реальность мира выстраивает свои необходимости. В раннем детстве люди пытаются раздвинуть стены коридоров необходимости и, капризы их – это попытки расширить коридоры необходимости, но взрослые тем или иным способом ограничивают их стремления выйти за пределы стен коридоров необходимости. И их воспитанники постепенно смиряются с ограниченностью позволенных им пределов. Но это продолжается недолго – до выхода во двор или на улицу, которые имеют меньше ограничений, чем те, которые дома определялись родителями, да и ограничения эти другие. Рассматривая этот начальный этап жизни человека, мы видим, что в этот период человек стремится расширить зону своей психологической свободы, и не получая такой возможности в семье, пытается это сделать за её пределами – на улице. Правда, там существуют свои ограничения, но в сумме свободы для него всё равно становится больше. В реальной жизни такая свобода в значительной мере деструктивна для сознания, ещё не полностью сформированного, человека. Но для страждущего свободы может быть и иной выход – человек может получить свободу виртуальную, не имеющую никакого отношения к действительной реальности этого мира. Это могут быть компьютерные игры или что-либо ещё подобное, и компенсировать недостаточность свободы может чтение художественной литературы. Почему не аудиокниги? Потому что 70% информации поступает человеку через зрительные каналы восприятия. Когда он слушает какой-либо текст, то его органы зрения заняты чем-то, возможно, более важным. И сколько процентов информации из прослушанного материала человек тогда получит? А то, что современная молодёжь не любит читать – это не их вина, а тех, которые их воспитывали. И если компьютерные игры дают игроманам деструктивную свободу, то чтение, напротив, позитивную. Здесь имеется в виду, что та свобода, к которой стремится человек в раннем и подростковом возрасте, на самом деле является стремлением расширить поле своего мировоззрения, на котором, возможно, ещё ничего не посеяно, но это будет сделано в будущем. Если же человека, который, не осознавая этого, стремится расширить поле своего мировоззрения или получить какие-то знания, в этот возрастной период насильно ограничивать, то это может привести к искажениям в развитии его личности. Человек так устроен, что если какие-то его возможности не используются, или в связи с обстоятельствами не могли быть открыты, то в последующей жизни исправить эту ошибку не всегда удаётся.

Но социальный мир так устроен, что человек должен постоянно подчиняться каким-то необходимостям и если он не успел вовремя на них отреагировать, то, в связи с этим, каждый раз получает какие-то проблемы. Но проблем не удаётся избежать в любых случаях, так как у каждого человека свои пределы необходимости и при общении всегда происходят соприкосновения этих пределов.

В узких коридорах необходимостей проходит вся человеческая жизнь с её интересами, надеждами и ожиданиями. И однажды все пути, по которым человека вели его необходимости, заканчиваются у его последней и неизбежной необходимости.