ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТКРЫТЫ

Мы уже говорили о том, что каждый план сознания представляет собой октаву вибраций. И если принять тот план, который мы называем проявленным, за ноль, то восхождение вверх – будет определяться положительными числами, а нисхождение вниз – отрицательными. Когда Шри Ауробиндо сказал, что все возможности должны быть открыты, то, разумеется, он не имел в виду, что человек должен использовать их при взаимодействии с реальностью этого проявленного мира значимостей.

Каждая из возможностей, находясь в закрытом состоянии, нейтральна и при её раскрытии она делится на две противоположности, например, добро и зло. В свою очередь эти противоположности так же делятся внутри себя на свои противоположности – например, то, что мы обозначили прежде как зло, имеет свою внутреннюю полярность, в которой нижняя часть имеет более выраженные проявления зла, а в верхней – это зло выражено в меньшей степени. В свою очередь, эти четверти от прежней нейтральной возможности добра и зла, в свою очередь делятся на следующие ещё более мелкие противоположности и т.д. то же самое можно говорить и о верхней половине, раскрывшейся возможности, которую мы называем добром. Тогда каждая возможность добра и зла развёртывается в бесконечный спектр, в верхней части которого будет абсолютное добро, в котором уже невозможно выделить что-то меньшее, а нижняя часть спектра добра и зла содержит в себе абсолютное зло. Такую же структуру имеют и другие возможности, например, прекрасное и безобразное, радость и горе, милость и гнев, созидательное и разрушительное, жизнь и смерть, знание и неведение, упорядоченность и хаос, свет и тьма и т.д. и т.п.  И весь этот спектр полярностей связан с соответствующими планами сознания, сущности которых стремятся реализовать себя на человеческом проявленном плане. Но все возможности должны быть открыты не для того, чтобы они были реализованы в нашем проявленном мире. Они и так уже реализованы, но только в средней части этого спектра. Возможности должны быть полностью реализованы только в пределах необходимых для осознания человеком в его внутренней работе. Когда человек осознаёт какое-либо состояние или проявление каких-то возможностей, то это становится для него возможным только потому, что сам процесс осознания меняет в какой-то степени сознание в соответствии с тем, что он осознаёт. – Почему «в какой-то»? – потому что совершенствованию сознания человека нет предела. При исследовании различных состояний, причин возникновения которых может быть множество, человек придерживается определённых принципов, во-первых, осознавая низкие проявления возможностей, он не погружается в них, с целью пережить опыт низких состояний, потому что такое погружение всегда ведёт к соответствующей трансформации сознания. И в то же время, исследуя в себе высокие состояния, он позволяет им заполнить всё своё существо, а не прикасается к ним, оставаясь при этом отстранённым, как в случае с исследования низких частей возможностей.

Рассмотрим процесс исследования различных эмоциональных состояний человека, реакций его эго и побуждений, который приводит к восхождению его сознания. у духовного искателя должно быть только два движения: одно из них открытость более высоким влияниям, осознав которые, человек должен удерживать на них своё внутреннее внимание. Это удерживание внимания можно сравнить с удерживанием в руке бокала с водой, наполненного до краёв, даже с горкой. Другими словами, состояние открытости влияниям более высоким планам сознания должно сопровождаться максимально возможным состоянием покоя и внутренней неподвижности. Но низшая природа, считая человека своей частью, всячески препятствует этому, увлекая его в поток обывателей, каждый из которых живёт по принципу – быть таким, как все. Другое движение направлено на осознание всевозможных состояний, вызванных внешними влияниями, или волн эмоций и побуждений, а так же реакций эго, на различные внешние причины и отношения к ним. При этом исследование этих состояний и побуждение не должно происходить с погружением в них, но только с «прикосновением» к ним. Человек при этом должен оставаться отстранённым исследователем. Это необходимо для того, чтобы не быть захваченным исследуемыми состояниями, потому что захваченность всегда ведёт к соответствующему переформатированию сознания, и тогда вместо восхождения сознания произойдёт нечто противоположное – его нисхождение.

Особенностью такой работы является удерживание в поле своего внимания одновременно двух событий – человек должен быть открытым влияниям, нисходящим сверху и одновременно осознавать всевозможные влияния низшей природы и отвергать их, без чего невозможно непрерывное нисхождение более высокого сознания в человеческое существо. И в такой работе становится важной человеческая воля, удерживающая внимание, бдительность, позволяющая вовремя осознать всевозможные отвлекающие факторы, восприимчивость, без которой человек не будет иметь способность осознавать тонкие, иногда трудно осознаваемые вибрации иных планов сознания, или периферии эмоциональных состояний и, наконец, настойчивость на внутреннем пути.