Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ГРАНИЦАХ МЕЖДУ «Я» И «НЕ Я»

--

Личностная зона человека включает в себя его мировоззрение, его отношение к реальности мира и к самому себе, его стремления, желания и побуждения, а так же способы, которыми человек пользуется при взаимоотношениях с реальностью мира, с его идеями и принципами. И всё это завершается сознанием человека, без влияния которого – человек только пешка в руках природы. У каждого человека можно очертить круг его личности, который может быть большим или не очень, и в течение жизни этот круг может меняться как по содержанию, так и по своему размеру.

То же самое мы можем сказать и о социальной зоне человека, которая по своим размерам и своему внутреннему содержанию может в значительной мере отличаться у различных людей. Например, человек будучи бизнесменом по характеру своей работы может быть связан со всем миром. Другими словами, его социальной зоной является весь земной мир. Другой же человек имеет очень узкую полоску социальной зоны, окаймляющую его личностную зону. Всё остальное пространство за пределами социальной зоны относится к пространству информационному и для одних оно может быть практически бесконечным, а для других это пространство является настолько незначительным, что для окружающего мира таких людей словно и не существует. Есть такая пословица: «встречают человека по одёжке, а провожают – по уму». В этой пословице одёжка – это социально-психологическая зона человека, в которой он как-то проявляет свою личностную зону, но в большей мере в социальной зоне человека проявляются его социальное воспитание и внешние необходимости. И только потом, при личном общении появляется возможность что-то знать о его личностной зоне. Отсюда: «… провожают по уму». Далее сказать о том, что субличности не все в одинаковой степени совершенны. И если какая-то из них в чём-то несовершенна, то она пытается это несовершенство как-то компенсировать в социальной зоне. 

Когда человек сосредоточен на самом себе, то это приводит к тому, что реальная его значимость всё более и более уменьшается. Это можно сравнить с гравитацией, которая при определённых обстоятельствах сжимает объект, уменьшая его внешние размеры, но увеличивает его гравитационную самооценку. Дело в том, что личностная зона человека обогащается за счёт социальной и информационной зон. И в каком направлении внимание человека преимущественно фиксировано, оттуда он и поучает информацию, обогащающую его личностную зону. И если для внимания человека его личная персона является наиболее важной из всего, с чем он взаимодействует в этом проявленном мире значимостей, то такое замкнутое на самом себе внимание не может быть каналом, через который возможно обогащение личностной зоны человека. Но человек не может существовать без взаимодействия с социальной зоной, просто эти взаимоотношения могут не быть многогранными, что, в конечном счёте, делает человека однобоким и не гармоничным, и таких людей на Земле подавляющее большинство. Можно даже сказать, что все люди в различной степени негармоничны, что создаёт необходимое человеческое разнообразие. Но чрезмерная однобокость интересов человека, или же его преимущественная замкнутость на самом себе, заключают его в сферу или одной страсти, или же добровольного одиночества на территории своей личностной зоны.  И здесь мы можем встретиться с удивительным разнообразием и необычностью человеческого внутреннего мира. 

Субличности не появляются готовыми в личностной зоне человека – они растут и развиваются вместе с ним, но в каждой субличности этот процесс происходит со своей скоростью. Нередки такие случаи, когда одна из субличностей, достигнув ювенальной стадии, останавливается в своём росте и человек в какой-то из своих граней личности остаётся незрелым, возможно, в течение всей своей жизни. Например, та субличность, которая отвечает за внутреннюю упорядоченность личностной зоны человека и упорядоченное взаимодействие с социальной зоной, в случае своей незрелости не может удовлетворительно справляться со своими обязанностями. В таких случаях человек не будет иметь внутренней опоры, уверенности в себе, что в социальных обстоятельствах проявляется определённым самоосознанием и поведением. Такие люди нуждаются во внешнем управлении и в то же время избегают возможности самим участвовать в управлении. Во взаимоотношениях для них ситуация более комфортна, когда они занимают подчинённое положение, для них быть исполнителями более предпочтительно, чем быть руководителями. В сложных социальных ситуациях они могут на сторону того, кто более авторитетен или имеет больше влияния, чем кто-либо прежде. Это люди, которые предпочитают в центре своих значимостей помещать те из них, которые предпочитают авторитетные для них лица. При этом их ум с готовностью объяснит рациональность их предпочтений  и докажет, что эти предпочтения не скопированы у авторитетов, а принадлежат им самим. Когда у этих людей появляется человек, имеющий возможность быть их внешней опорой, то это приводит таких людей к своеобразной успокоенности, так как они нашли внешнюю опору, компенсирующую их внутреннюю недостаточность. Интересно, но подобная внутренняя незрелость может быть достигнута воспитанием  и не только у отдельных людей, но и у целых народов. О причинах незрелость некоторых субличностей человека и их воспитании мы скажем несколько позже. Но уже здесь можно сказать, что субличности, которые выходят на передний план при взаимодействии человека с реальностью мира в его социальной зоне, ведут себя как полноценные личности с их волей, интересами, мнениями и предпочтениями и с их способами взаимодействия с окружающей их реальностью. Тогда у нас есть надежда на возможность исправления некоторых генетических их особенностей. И эта работа возможна только в личностной зоне человека. нередко под воспитанием понимается обучение человека правильному поведению в социальной зоне. И это может быть в какой-то мере компенсировать дефект субличностей в личностной зоне человека.

Все субличности человека создают общую атмосферу личностной зоны, но какая-то одна субличность, находящаяся на переднем плане, так как того требуют внешние обстоятельства, в этой суммарной смешанной атмосфере создаёт преимущественно свою атмосферу, которая в это время определяет личность человека и его реакции, при взаимодействии с окружающей человека реальностью. Каждая из субличностей содержит в себе эманации эго, но каждая эти эманации проявляет в социальной зоне по-своему. И, поэтому, говоря о субличностях и их проявлениях в человеческой жизни, мы можем говорить о болезнях эго. Одним из таких заболеваний является истерия. На самом деле, говоря об истерических реакциях человека мы не должны забывать, что во-первых, эго не существует отдельно от субличностей, которых оно может использовать в человеческой жизни как свои инструменты – оно является частью каждой субличности.

Нам придётся несколько отвлечься от рассматривания содержания личностной зоны и коротко остановится на феномене сатаны, так как эго, о котором мы только что упоминали, является его представителем в каждой субличности и, следовательно, в каждом плане сознания низшей сферы миров. И в планах сознания низшей сферы миров и в каждой субличности сатана проявляет себя, как власть или стремление к власти. Но на каждом плане сознания эта власть проявляется по-своему – агрессивность в низших мирах по мере восхождения сознания сменяется на взаимно приемлемую гармонию. И взаимоотношения становятся полностью гармоничными, когда исчезает принцип власти, но это становится возможным только на планах сознания высшей сферы миров.

И ещё одно отступление, касающееся полной сдачи себя в руки Божественной матери, без чего не может быть сделана ни какая внутренняя работа. Мы уже говорили в статье об Авгиевы конюшнях о том, что намерение человека должно быть непоколебимым и его внимание должно быть постоянно направленным в сторону Божественного намерения. Но, чтобы эта направленность внимания была неизменной, человек должен постоянно осознавать и отвергать намерения низшей природы, которая будет постоянно соблазнять его, чтобы вернуть  в своё лоно. Но Шри Ауробиндо говорил, что человек не сможет своими силами справиться с низшей природой, которая более могущественна, чем он, поэтому человек все свои трудности и проблемы должен отдать Божественной Матери. Человек на это может возразить, что чтобы предлагать Божественной Матери свои трудности и проблемы, он должен постоянно трудиться не покладая рук, и к тому же быть неуверенным, что Божественная Мать примет его проблемы, и его трудности, в связи с этим, уменьшатся. Но человек должен помнить, что он только инструмент, которым Божественная Мать пользуется в своей работе. Это не значит, что Божественная Мать относится к человеку, как к какому-то бездушному инструменту – все живые чувствующие существа могут страдать и радоваться, испытывать боль и удовольствия, все они стремятся к своему выживанию и возможному благополучию. Полная сдача духовного искателя Божественной Матери возможной станет только тогда, когда у человека, в связи с ростом его сознания, сформируется состояние, при котором исчезнет разделение реальности мира на «я» и «не я», когда человек осознает, что все его прежние усилия на внутреннем пути, принадлежали не ему, но Божественному. Одновременно человек осознает, что прежние его внутренние переживания различных эмоциональных состояний, желаний и влечений, которые он считал, принадлежащими ему, имеют внешние источники. И самое главное – человек осознаёт, что последовательность и интенсивность эмоциональных состояний и различного рода влечений не случайна и входит в общий поток Божественного намерения как его часть. Для каждого человека, в зависимости от его индивидуальных особенностей, цели внешних влияний не одинаковы, так как они направлены на формирование человеческого сознания, которое должно быть готовым, для принятия человеком новой, духовной позиции в его взаимоотношениях с реальностью проявленного мира. И вторая задача, которую выполняют эти внешние влияния – это приобретение Психическим существом опыта, необходимого для его роста.

При тщательном и настойчивом исследовании самого себя, человек осознаёт свою космичность, не как своё будущее, когда он станет гностическим существом, а как настоящее, в котором между его «я» и бесконечным мирозданием – «не я» – не существует границ и прежняя его отделённость от всеобщего единства была иллюзией.