Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

--

Ум не является инструментом, при помощи которого человек может получать знания, но он способен превращать знания в информацию. Сами по себе знания – это многомерные образы, которые могут быть, как в статике, так и в динамике. Особенностью этих образов является их целостность, в которой, уму часто, трудно найти начало и последовательность, в которой этот образ может быть описан. Отсюда, трудности превращения знаний в информацию. Необходимо найти начало «нити Ариадны», что позволит в определённой последовательности размотать клубок знаний. Ум, соприкасаясь со знаниями, очень часто не понимает их сути и, в результате, искажает не только форму, но и предназначение этих знаний. При этом, будучи самоуверенным, ум формирует и утверждает своё мнение, которое в дальнейшем может быть им же отвергнуто и на смену прежнему мнению предложит что-либо иное.

Информация – это только указатели направления, в котором находятся знания. Внешнее внимание человека скользит по проявленной поверхности объектов, которые могут быть описаны информационным языком ума. Но, очень часто, ум не способен за частным случаем внешних проявлений знаний, увидеть связь с самим знанием. И тогда он отвергает знания, как заблуждения или же предпочитает не смотреть в сторону очевидных фактов, этим самым препятствуя познанию реальности мира. формируя информационные системы, которые очень часто не соответствуют реальным знаниям, ум, этим самым создаёт препятствия на пути познания реальности мироздания. Это можно сравнить с его попытками измерять расстояния между объектами при помощи весового эталона. Действительно, нельзя расстояния измерять при помощи килограммов, а вес объекта – при помощи сантиметров, но ум найдёт способы обойти такое несоответствие.

Позади любых проявленных объектов находятся знания, особенностью которых является их многомерность, в то же время вербальная информация – линейна. Проявленные объекты – это не только какие-то материальные предметы, но и всевозможные идеи, и вообще любые формы информации. Проявленные – это, значит, доступные для восприятия и понимания, но только доступные и, вероятно, не в полном объёме и не для большинства людей. Но, тем не менее, и внешний мир и внутреннюю многомерную реальность мы воспринимаем только через отождествление с ними. Отождествление – это созвучие, резонансное состояние, в котором внутренний образ и внешняя реальность идентичны, совпадают, благодаря этому мы осознаём  себя едиными с внешней реальностью, по крайней мере, на уровне ума. Каждый из людей содержит в себе отражённый образ социальной зоны, с которой он взаимодействует во внешней проявленной реальности. При этом происходит постоянное сравнивание внешней реальности с внутренним отражённым её образом. Благодаря этому, происходит не только узнавание обстоятельств, в которых находится человек, но и динамика изменения этих обстоятельств. И, кроме того, отождествление человека с проявленной и непроявленной реальностью мироздания происходит и на более тонком, полевом уровне, который, часто, не осознаётся человеком. Здесь имеются в виду субличности, каждая из которых связывает человека с каким-то планом сознания непроявленных миров низшей сферы. Более того, в человеке заложена потенциальная возможность отождествления с планами сознания высшей сферы миров, что свидетельствует о его великом предназначении, на пути бесконечной эволюции его сознания.

Но в познании через отождествление есть одна очень важная деталь, без знания которой никакое отождествление быть не может, а отсюда, ни расширения горизонтов познания, ни эволюция сознания невозможны. для того, чтобы познание через отождествление стало возможным, необходимо ответить на вопрос: как отождествиться с тем, что ещё не известно и с этим неизвестным не может быть никакого созвучия, пока оно не станет известным. Мы уже говорили о том, что человек узнаёт объекты внешней реальности по созвучию с их внутренним образом, который человек носит в своей памяти. А если он встретился в тем, что ему ещё совершенно не известно, то, следовательно, он не может быть ему созвучен и, в связи с этим, не может познать его. Похоже, круг замкнулся и человеку уже никогда не выбраться за его пределы. Но особенности строения внешнего многопланового мира и познавательная структура внутренней программы восприятия человека таковы, что для человека становятся возможными не только познание прежде непознанного, но и трансформация собственного сознания, по мере расширения и углубление познания реальности мироздания.

Но рассмотрим всё по порядку. Планы реальности мироздания не имеют чётких границ между собой. своими краями они накладываются друг на друга, благодаря чему человек осознавший в себе какое-то эмоциональное состояние, вызванное внешними влияниями, может постепенно, словно держась за конец нити Ариадны,  приближаться к краю предела, возможного для осознания. Когда человек приблизится к возможному пределу восприятия, делая по пути множество остановок, чтобы не потерять осознание исследуемого состояния, то он к этому времени будет уже на территории нового плана сознания. Его внутреннее путешествие, требующее периодических остановок, является одновременно временем, созданием внутреннего образа того отрезка пути, которым он шёл при исследовании эмоционального состояния. Внутренний образ совсем не обязательно должен быть зрительным и в нём могут отсутствовать какие-либо слова – это образ чувственный, человек же исследует эмоциональное состояние, порождённое каким-то внешним фактором. При этом, в период создания внутреннего образа происходит трансформация сознания, так как оно приобретает более высокую восприимчивость и способность быть созвучным тем внешним влияниям и состояниям, которые эти влияния вызывают, которым оно прежде созвучным не было. Это приведёт к тому, что человек станет способным воспринимать те внутренние состояния, которые прежде были для него за гранью восприятия. И теперь, исследуя эти состояния, он сможет передвигая своё внимание к пределу доступного для восприятия, при этом не забывая останавливаться для того, чтобы восприятие стало ясно осознанным и только потом продвигаться в сторону угасающей возможности восприятия этого состояния. Дело в том, что любое внутреннее состояние занимает в человеке определённое внутреннее пространство и только в центральной его части это состояние проявлено максимально и постепенно убывает к периферии. Когда Шри Ауробиндо говорил: «исследуйте себя беспощадно», то он не имел в виду не только настойчивость в таких исследованиях, но и тщательность, на пределе возможной восприимчивости. И, к тому же, при исследовании самого себя необходимо быть бдительным, так как те состояния, которые исследует человек, не должны им осознаваться в прошедшем времени, но «здесь и сейчас». И, конечно же, при исследовании внутренних состояний внимание человек должно быть не только устойчивым, но и максимально неподвижным. Всё это приходит к человеку не сразу, а постепенно, по мере того, как у него накапливается опыт этой работы. И ещё важное дополнение к сказанному – во внутренней работе не должно быть спешки, человек должен терпеливо продолжать свою работу, совершенствуя свою восприимчивость, бдительность, устойчивость внимания и непреклонную волю продолжать работу, во что бы то ни стало. Тем более, что для внутренней работы в дальнейшем не будет требоваться какое-то специальное время, так как со временем, человек приобретает способность наблюдать за внутренними процессами и состояниями без ущерба внешней деятельности.