Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЖИЗНЬ – ЭТО ПОСТОЯННЫЕ УСИЛИЯ

--

Жизнь отличается от нежизни тем, что, стремясь сохранить себя, она вынуждена для этого делать постоянные направленные усилия. И когда Фридрих Энгельс в своей «Диалектике природы» говорит, что жизнь – это форма существования белковых тел, то он вводит читателей в заблуждение, так как сами белковые тела, состоящие из аминокислот, ни при каких обстоятельствах не будут делать усилия, чтобы выжить. Поэтому, сами белковые тела, какими бы сложными они ни были, являются только внешним инструментом жизни, но не самой жизнью. В самих клетках белкового тела будет ли это амёба или физическое тело человека, никаких процессов, которые мы могли бы назвать жизнью, не происходит, и возможны только ответные реакции на внешние раздражители, которые могут быть термическими, химическими или электрическими. Примером может быть реакция мышцы лягушки на раздражение электрическим током, которую наблюдают студенты второго курса медицинского института. Таким образом, белковая структура тела не может быть основой жизни, которая проявляет себя через физические тела в нашем земном мире. Можно сказать, что жизнь – это организованная сознательная энергия, которая в земных условиях создаёт адекватные ей белковые тела для реализации своих целей. На человеческом уровне жизнь проявляет себя как сознание клеток и сознание физического тела, которое иногда называют физическим умом. Клетка тогда умирает, когда её покидает энергия жизни, которая поддерживала в ней все необходимые для жизни процессы, поддерживающие клетку в рабочем состоянии. То же самое можно сказать и о физическом теле, которое перестаёт функционировать, когда из него уходит организующая энергия жизни.

И, конечно же, мы не можем обойти волю, так как она является так же усилием, но уже осознанным, имеющим определённое направление. Воля – это инструмент, которым пользуется сознание человека, его ум, витал с его желаниями и физическое тело, с его стремлениями сохранить жизнь. И каждый из пользователей, имея свою волю, определяет её направление и цель, ради которой он её использует. Мы здесь не будем говорить о различных типах людей, каждый из которых использует волю по-своему. Здесь важно определить общий принцип формирования направленной активности воли.

Воля имеет три приложения: она может удерживать внимание человека на каком-либо объекте, состоянии или устремленности, она может быть направлена на преодоление препятствий и может быть использована для создания  самоограничений, как в обычной жизни, так и на духовном пути. Но в любом случае все эти направленные усилия воли осуществляются внутри человека. И это происходит и тогда, когда, когда действия человека совершаются во внешнем мире. Дело в том, что проявление непроявленного мира и взаимодействие с ним происходят первоначально внутри человека, и только потом реализуется во внешнем мире. Следовательно, преодоление любых препятствий так же происходит внутри человека, хотя эти препятствия могут восприниматься, как принадлежащие внешнему миру.

Каждый человек внутри себя имеет два противоположных проявления воли. Одно направление воли сосредоточивается на реализации принятых человеком планов или решений, или же на активной адекватной обстоятельствам реакции. Другое же направление занимает противоположную – пассивную позицию. Возможно, об этих двух направлениях сказал один из суфиев своему ученику, что в каждом человеке живут два зверя, один из них чёрный, а другой – белый и побеждает тот, которого человек кормит. Другими словами, побеждает тот, которым человек чаще пользуется. И если человек использует свою позитивную волю, то она становится сильнее, ну а если потакает негативной, которая избегает всякого напряжения и усилий, то в человеке побеждает нежелание делать усилия в каком угодно направлении и тогда активная воля человека слабеет, и в нём проявляются черты характера Обломова. Можно сказать, что человек и любое другое существо остаётся живым только потому, что его активная энергия жизни противостоит энтропии, позади которой прячется влечение к пассивности. В человеке активная энергия жизни становится сознательной и мы называем её осознанной человеческой волей. Но любое волевое усилие должно иметь направление или цель. Не бывает воли бесцельной. В животном мире этой целью является сохранение жизни себя и своего вида, у человека эта животная цель в основном сохраняется, хотя и может быть заблокирована другим более сильным стремлением. Отсюда возможны самоубийства и самопожертвования. Но в человеке есть и чисто человеческие цели, которые в животном мире, возможно, только намечаются, или же отсутствуют вовсе. Например, человек может стремиться к абсолютной цели, которая не имеет своего предела в этом проявленном мире значимостей. Такой целью может быть стремление к абсолютному единству, к совершенству в каком-либо виде искусства, целью может быть стремление к проникновению в беспредельные глубины знаний, и стремление к единству с бесконечной Божественной истиной.

Жизнь обывателя чаще всего не имеет какой-то иной цели, кроме самой жизни, удобств и удовольствий. Но такую же цель, имеют все виды жизни на Земле, даже самые примитивные. Просто каждый вид, в зависимости от своих возможностей, стремится к этой цели по-своему. И в таких случаях человек не руководствуется своим собственным намерением, которое может быть не созвучным внешним обстоятельствам на данный момент, но находится под полным контролем той ситуации, в которой он в это время находится. Можно сказать, что человек, не имеющий своего направленного в будущее определённого намерения, живёт под влиянием внешнего мира, который диктует ему каждый его следующий шаг. У такого человека воля направлена только на сопротивление той его части, которая стремится противодействовать любым его позитивным усилиям. Такие состояния человек воспринимает, как лень, нежелание что-либо делать, меняться, с кем-либо соглашаться, или же эти состояния проявляются в человеке в виде сомнений и неуверенности в своих возможностях.

Воля человека становится более сильной только тогда, когда она вынуждена удерживать внимание человека в  русле созданного им намерения, которое может иметь цель в этом мире значимостей, когда он стремится что-то иметь, кем-то быть или что-то познать, и намерение может не иметь конкретной цели, а быть путём к совершенству каких-то своих качеств, или же быть совершенным в какой-то сфере деятельности. Но со временем, воля человека, если её не поддерживать, слабеет и однажды стремления к пассивности начинают в нём преобладать, и это начало конца. И совсем не обязательно конца жизни, но конца многих человеческих качеств, которые будучи не востребованными, деградируют. И эта деградация может быть в любом возрасте. Когда в интернете появляются голоса, утверждающие, что домашние задания для школьников плохо влияют на их здоровье, когда ЕГЭ подразумевает существование в человеке только пассивной памяти, когда чтение во многих случаях заменяется аудиокнигами. Другими словами, делается всё для того, чтобы у людей было меньше воли, которая организует, сплачивает вокруг определённых идей, делает людей маловнушаемыми перед давлением всевозможных реклам и деструктивных внешних влияний. И жизнь человека становится не полноценной, восприятие реальности мира с его значимостями становятся потребительским, и от человека творческого ничего не остаётся, но зато такой человек становится легко внушаемым, более послушным и им легче управлять, чем теми, которые имеют волю и своё индивидуальное намерение.