КОЕ-ЧТО О ЦЕЛОСТНОСТИ

Идея целостности так велика, что описание её может занять не один десяток томов. Поэтому, мы рассмотрим только один аспект её, касающийся определённости, завершённости личности человека. Но даже один аспект многогранной идеи целостности имеет свои индивидуальные грани. Под завершённой человеческой личностью здесь имеется в виду личность, которая имеет определённую и для себя бесспорную позицию по отношению ко всему происходящему во внешнем мире и к самому себе и своих взаимоотношениях с окружающей реальностью мира. У этих людей есть внутренний запас своих этикеток, которые они навешивают на всё, к чему прикасается их интерес или внимание. У них есть свои твёрдо установленные критерии добра и зла, правильного и неправильного, благодаря чему, они легко сортируют весь мир на чёрное и белое, дьявольское и ангельское. Их мнения неоспоримы и даже если они соглашаются с мнением другого человека, то это, часто, происходит потому, что этот человек имеет определённый авторитет или же его мнение созвучно с общепринятым мнением, и, возможно, что мнения этих двух людей в чём-то действительно созвучны. Они чувствуют себя комфортно, если им потакают, потому что это подтверждает не только то, что их поступки в отношениях с реальностью мира правильны, но и утверждает их собственную значимость. Внешняя мягкость, что нередко встречается среди таких людей, сочетается с твёрдостью и неизменностью ядра их личности. их можно сравнить с планетой, поверхность которой покрыта океаном. В ответ на приближение другого небесного тела такая планета отвечает приливами и всевозможными волнениями, но это только на поверхности, там глубже, у неё железное кредо – «будет так, как я хочу».

Кажется, что такая внутренняя самостоятельность – похвальна, но только до тех пор, пока эта планета одна. Людей, подобных этой планете много и все они одиноки, потому что истинного дуэта они не могут составить ни с кем, одиноки даже тогда, когда имеют свои семьи или партнёров, которых называют друзьями или подругами. Ведь дуэт – это не только первый и второй голос и одна и та же мелодия и песня, но это ещё и громкость, и тембр голоса и ещё многое другое. Но если один из певцов старается перекричать другого, при этом, претендуя в отношениях на «первый голос», то это уже не дуэт, а соло, в котором второму приходится делать вид, что он полноправный партнёр в этом психологическом взаимодействии на сцене жизни.

Но люди – не планеты, если они хотят не быть одинокими, они должны меняться сознательно или несознательно,  должны стремиться соответствовать друг другу, и ради этого, чем-то жертвовать. Отношения не могут быть гармоничными если жертвует только один из них. Очень хорошо иллюстрирует эту идею объединение элементов на основе валентностей. Если возьмём обычную молекулу воды, в которой один атом водорода, не хочет жертвовать своей валентностью, то он останется одиноким среди множества других свободных отрицательно заряженных атомов кислорода. А кислород найдёт замену этому странному атому водорода, который предпочитает быть одиноким, и неизменным.

Но всё это только метафоры, иллюстрирующие отдельные грани человеческой личности, хотя амбиции человеческой независимости, противостоящие необходимости стремления к единству, не свидетельствуют о свободе воли этого человека, потому что человек, нередко может быть связан зависимостью от своей неразумной воли. Большинство людей даже не предполагают, что когда они создают семью, или судьба их свела с человеком, который может для них стать другом, то это означает, что они вступили в духовную фазу своей жизни, которая даст им возможность подняться на следующую ступень сознания, которая может стать для них началом их бесконечного пути духовного восхождения. Но для большинства людей на Земле более ценной является синица в руках, чем ястреб в Небе.

В каждого человека вложено стремление к недоступному, неизвестному и даже невозможному и только тот человек, который, откликаясь на этот внутренний зов, стремится к высочайшему непознанному в себе, достоин звания человека. Но стремления людей познать непознанное далеко не всегда обращает их внимание в сторону познания Божественной истины – всё зависит от количества света сознания в человеке. Если в человеке преобладает свет, то он, отвергая всё тёмное, будет стремиться к ещё большему свету, если же преобладает тьма, то все свои проблемы, все стремления и даже взаимоотношения с окружающей его реальностью он будет решать или на том уровне, на котором он находится или устремится в более тёмные, предпочтительные для него сферы подсознания, предполагая, что там он найдёт более адекватное решение своим проблемам.

Положение человека в социальном мире можно сравнить с положением железного предмета между двумя полюсами магнита. Чем ближе этот предмет находится к какому-то из полюсов, тем сильнее он к нему притягивается. Это одна из причин, почему различные люди выбирают своё отношение к тем людям, с которыми они общаются, очень часто независимо от того, как к ним относится другой человек. Вы можете к ним относится как угодно хорошо, но он не может платить вам той же монетой, потому что он находится в темной части спектра сознания и все ваши попытки что-либо изменить к лучшему чаще всего приводят к обратному результату. И что бы вы не делали, все ваши дела будут окрашиваться только в негативный цвет. Даже дружба таких людей всегда направлена против кого-то. Здесь во тьме человеческого подсознания находят себе притон зависть и ревность, эгоистическая исключительность и тщеславие, стремление к значимости и власти, и здесь же располагается человеческая жестокость, злобность и мстительность. Обычно таким людям не достаёт отваги и храбрецами их назвать трудно, отсутствие мужества легко делает их рабами обстоятельств и даже рабами других людей, когда эти обстоятельства только начинают формироваться.

Но, говоря о целостности, завершённости, мы говорим только о завершённой форме человека, которая в спектре человеческих характеров может занимать соответствующее этой форме место. Среди этих форм есть сильные и слабые человеческие типы, интроверты и экстраверты, психопатологические и акцентуированные личности. И среди завершённых форм человеческих личностей, т. е. окончательно сформированных, могут быть молодые и старые  люди. И существует множество людей, которых так же нужно отнести к тем, формирование которых закончено, и в то же время они похожи на недостроенные дома, каждый из которых в чём-то недоделан. Одни не покрыты крышей, у других нет окон или дверей; или есть балкон, но забыли про дверь, которая должна выходить на него, и ещё долго можно перечислять различного рода дефекты, которые никто никогда устранять не будет. И доживут эти дома до времён своей ветхости и даже станут объектом подражания для тех, которые ничем другим не могли стать значимыми в этом мире. Конечно, здесь говориться не о домах, но о людях, пораженных духом инфантилизма, которые в чём-то недоросли, недозрели, в чём-то беспомощны и нуждаются во внешних опорах, компенсациях. Они по-своему оправдывают свои дефекты, преподнося их как достоинства, повышающие их значимость, по крайней мере, в своих собственных глазах.

Здесь мы очень кратко рассматривали целостность завершённость и, в связи с этим, относительную неизменность личностных особенностей большинства людей на Земле, но у этой статичной завершённости есть противоположный полюс, который мы можем назвать динамичной завершённостью. Статическая завершённость предполагает устойчивость и в значительной степени однотипность отношений человека не только к окружающему его миру, но и к самому себе. Для каждого элемента личности человека в этой завершённости отведена определённая роль. Правда, такого рода специализация человека, приспосабливающая его к адекватным взаимоотношениям с внешним миром, не всегда будет созвучна этому миру, потому что мир в значительной степени более многогранен, чем отдельно взятый человек, так как нём находят своё созвучие всё человечество и все формы жизни на Земле. В связи с этим, человек часто попадает в ситуацию «глупого Ганса».

Противоположный полюс в отличие от описанного полюса статичности, находится в состоянии вечного изменения, текучести и постоянного обновления. Этот полюс соединяет человека с его сердцем, в отличие от первого, основанием которого является человеческий ум. Практически, эти два полюса являются двумя уровнями восприятия человеком реальности мира и самого себя в нём и одни люди преимущественно опираются на свой ум, а другие на сердце. Графически это можно представить в виде горизонтального прямоугольника, разделённого диагональю на два прямоугольных треугольника. Причём, верхний прямоугольный треугольник – это поле ума, а нижний – поле сердца. Ум является ограниченным и косным инструментом восприятия, поэтому мы закрасим его в тёмный цвет. Сердце же, ясно осознающее не только скрытые причины всего происходящего в мире, но и возможные следствия, представляется в этой схеме белого цвета. И тогда мы одновременно видим и полюсы ума и сердца и два уровня восприятия реальности мира. в этой схеме хорошо видно, что в зависимости к какому полюсу восприятия сдвинуто сознание человека таков он и сам, и таково его отношение к реальности мира. Где-то в средней части этого горизонтального прямоугольника восприимчивость ума и сердца равны друг другу, и нужен ещё небольшой шаг в сторону восприимчивости сердца и серое равновесие будет нарушено. Серое потому что это состояние сумеречного сознания, когда ум и сердце по своей восприимчивости равны между собой. Но необходимо, чтобы восприимчивость сердца в человеке преобладала, а человек сам, по собственной воле не способен это сделать. Всему своё время и Психическое существо или Божественная душа человека, которую мы здесь называли его сердцем, растёт в человеке и однажды «голос сердца» становится несколько громче, чем «голос ума», что ведёт к постепенному изменению отношений человека и к реальности мира и к самому себе. Обычно, эти изменения начинаются с наиболее текучей части  человеческого существа – его сознания, затем постепенно трансформируется человеческий ум, который перестаёт претендовать на самостоятельность при решении множества проблем, окружающего человека мира, предпочитая следовать указаниям сердца. Затем в трансформацию вовлекается человеческий витал, и в последнюю очередь физический ум, и клетки физического тела. И по мере этой трансформации, постепенно всё человеческое существо, теперь уже как разумная энергетическая субстанция становится всё более пластичным и приобретает способность быть созвучным более высоким планам сознания. И в то же время ум теряет своё доминирующее положение и становится послушным исполнителем воли Божественной души. Благодаря чему человек осознанно расширяет пределы своей свободы при взаимоотношениях с реальностью мира.

Таким образом, человек в эволюции своего сознания постепенно поднимается от человека разумного к человеку духовному, а в дальнейшем – человеку супраментальному или гностическому существу. Из того, что было здесь сказано, можно сделать вывод, эволюция сознания человека от него не зависит, так как основной причиной эволюции является рост Психического существа, которое меняет сознание человека и в связи с этим и его предпочтения и даже его смысл жизни. Но остаётся неясным сознательное участие человека в этом процессе, и присутствие его внимания как свидетеле всего, что происходит в его существе. В действительности, осознанность человека в духовной работе не только увеличивает дистанцию между несознательным животным, которым во всех его взаимоотношениях с реальностью мира, управляет низшая природа, и это внешнее управление мы называем инстинктами, но осознанность поднимает человека над обыденностью этого мира, приближая его к супраментальным планам сознания. На этом высочайшем уровне сознания человеком не управляют прежние животные инстинкты и низшая природа не властна над ним.

Можно сказать, что человек свободен только в поле своей осознанности. Всё, что за пределами этого поля, где человек не волен управлять собой и своей судьбой – это поле несвободы. И по мере того, как человек, по мере своего духовного роста, становится всё более сознательным, расширяется и поле его свободы. Достигнув состояния Гностического существа, человек полностью освобождается от несвободы. Уже никто и ничто не ограничивает его в его взаимоотношениях с реальностью мироздания, но будучи бессмертным и всезнающим существом, не знающим ограничений во времени и в возможностях гармоничной трансформации пространственных форм и процессов, человек становится центром гармонизации космических реальностей Божественного мироздания.