Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИДЕЯ ВЫЖИВАНИЯ

--


В состоянии выживания находятся те люди, у которых нет будущего. Для че-ловека в отличие от животных, необходимо будущее и прошлое, потому что в отли-чие от животных он не живет «здесь и сейчас», но как бы растянут во времени. Прошлое – для него опора, а будущее – это его цель. Об этом можно сказать и дру-гими словами: прошлое для него земля, а будущее – небо. Чем глубже погружены корни в землю, тем устойчивее осознает себя человек, и тем выше он может под-няться к небу. Можно провести еще одну аналогию, которая хотя бы поверхностно обозначит состояние, в котором находится человек без будущего. Это пассажир на вокзале, который уехать не может, потому что в кассе нет билетов и не известно, когда они будут. И в ожидании, когда неизвестное станет известным, человек нахо-дится в состоянии полной неопределенности. Уже сама по себе социальная неопре-деленность делает бессмысленным заводить семью, рожать детей, заниматься чем-либо определенным и для человека остается только алкоголь, наркотики, удоволь-ствия; становится бессмысленным ведение хозяйства, человек много времени про-водит за телевизором, в телефонных разговорах и вообще время тратит на пустяки.
Кроме отсутствия будущего, состояние неопределенности вызывается у че-ловека раздробленностью. В этом случае у человека исчезает причастность к обще-му потоку, в котором движется его народ, для него перестает иметь значение куль-тура его народа, его обычаи, исчезают всякие авторитеты и, как следствие этого, разрушается мораль, человек замыкается на самого себя, и в этом замыкании он признает только свои собственные интересы, а окружающая его реальность для него служит полем, на котором он может удовлетворять свои запросы. Ценность каждого человека, с которым общается такой индивидуалист, зависит от того, насколько этот человек может удовлетворять его запросы. Здесь можно использовать такую мета-фору: каждый человек имеет определенное количество валентностей или потенци-альных связей, которые могут быть направлены на самые различные внешние фак-торы. Это могут быть всевозможные социальные и психологические связи, связи с прошлым и с надеждами в будущем. И все эти связи для индивидуалиста теряют свое значение и замыкаются на самого себя. И тогда, все что значимо для народа, государства, своей семьи обесценивается. Вокруг человека возникает своеобразный вакуум, в котором имеет значение только он сам, и так как он теряет все возможные опоры, то в нем разрушаются все сдерживающие начала, которые прежде делали его человеком. Раздробленное таким образом человечество постепенно теряет свой ин-теллект, потому что только общество рождает выдающихся личностей, которые мо-гут возглавлять это общество и поднимать его. Только сообща возможно преодоле-ние некоторых трудностей или выполнение некоторых работ. Такие люди, находясь среди себе подобных, в то же время подобны робинзонам на необитаемых островах, – не слышат и не видят никого кроме самих себя.
У каждого человека должна быть опора, в том числе и для тех, которые сами являются опорой для других. И этой опорой всегда является будущее. Можно при-вести множество примеров, подтверждающих эту мысль. Будущее невозможно без прошлого. Представьте, что однажды вы совершенно забыли свое прошлое, из ва-шей памяти исчезли и история вашего народ и ваши предки, и теперь позади вас – полное ничто, время для вас появилось только сейчас, или же вы сами появились только сейчас. Конечно же, вы будете растеряны и дезориентированы. Живой чело-век не может длительное время оставаться в состоянии неопределенности. Должна быть последовательность всего происходящего вокруг и последовательность своих собственных действий. Но предыдущего звена нет, что лишает вас чувства направ-ления вашей жизни, ваша личная история начинается с вас и поэтому любые на-правления для вас одинаковы по своей значимости. В этом случае вы все свое вни-мание обратите на окружающих вас людей, и будете копировать их, потому что у вас нет другого способа быть адекватным реальности. Социальная внушаемость, которая в такой ситуации становится максимальной, является необходимой формой защиты от неопределенности.
Человек всегда опирается на авторитеты. Авторитет для него – это то, с чего он может брать пример, и наше прошлое должно быть авторитетным для нас, хотим мы этого или нет. Оно является примером для нашего будущего. Мы можем осозна-вать его или не осознавать – это не имеет никакого значения. Наша родословная, словно цепь, состоит из многих звеньев, и мы являемся одним из звеньев этой цепи. В свою очередь, эта цепь вплетается в историю нашего народа и соответствует этой истории. Конечно, каждое звено уникально, но в своей уникальности оно остается похожим на звенья своей родословной и истории своего народа. В нашей уникаль-ности мы осознанно или неосознанно выбираем из прошлого нашей родословной и истории нашего народа определенные значимости и невольно пытаемся следовать им, и в этом большое значение имеет наше отношение к тому прошлому, из которо-го мы произошли. Поясню это метафорой: можно представить, что каждое звено нашей родословной и даже истории нашего народа сделано из золота. Но кто-то пришел и выкрасил все звенья золотой цепи прошлой истории в черный цвет, и при этом еще и убедил нас в том, что в этой цепи ничего золотого никогда и не было. Наша жизнь – это строительство следующего звена непрерывной цепи, связываю-щей нас и с нашими предками и с нашим народом, и глядя на черную цепь, мы свою жизнь формируем в соответствии с цветом прошлой истории. Теперь к золотой цепи мы подсоединим звено из чугуна. В будущем мы будем видеть только то, что окра-шено в черный цвет и судить об этом будущем также будем с этих позиций, исходя из нашего прошлого, окрашенного в черный цвет. Кстати, о себе мы также будем судить с этих же самых позиций. Но так как все темное не несет в себе каких-либо светлых надежд и не содержит в себе ничего позитивного, то мы будем жить ради настоящего, в котором можно что-то ухватить, получить какое-то удовольствие, а там, хоть трава не расти. Обратите внимание! Мы живем именно в такое время. И если для вас это стало очевидным, то спросите себя – кому это выгодно и для чего все это делается?
История любого народа состоит из каких-то значимых событий. Если эти со-бытия героические, то это будет способствовать открытию в нас героических воз-можностей. Если же герои народа – ничтожны, мелки, преступны, то такая история будет открывать в своих потомках только все мелкое и ничтожное. Если изучая ис-торию народов мира, человек не встречает ничего значимого в каком-то из народов, то у него будет формироваться соответствующее мнение об этом народе. Так, если в США преподносят школьникам, что первым в космосе побывал Шеппард, а не Га-гарин, не Менделеев создал впервые таблицу химических элементов, не Яблочков изобрел вакуумную лампу накаливания, не Попов является изобретателем радио, и это можно продолжать еще очень долго. Что же тогда можно говорить о таком ни-чтожном народе, как русские, которые ничего не создали, ничего героического не совершили, но зато много пьют и воруют. Как будут относиться к русским людям и вообще к России люди с таким образованием. И если нам говорят, что только Ки-рилл и Мефодий дали русским письменность, которой прежде у нашего дикого на-рода не было, если нас пытаются убедить, что мы ведем свою родословную от фин-ноугров, а до этого бегали в звериных шкурах с дубинками на плечах, в то время как в Европе была уже высокая цивилизация, то, поверив такого рода фальсификации сегодня, какую будем строить историю своего народа в будущем?
 Чем длиннее будет история нашего народа, тем определеннее будет наше будущее, о направлении которого нам и беспокоиться особенно не нужно, так как за нас оно определено не только нашей родословной, но и древней и героической ис-торией народа. Но эту не извращенную историю нужно знать, и тогда наши пред-почтения, при выборе будущего, будут соответствовать нашей реальной истории.
У каждого человека и каждого народа существуют периоды времени, когда заканчивается его прошлый этап жизни, и начинается будущий, который вначале выглядит как нечто неопределенное, и только со временем эта неопределенность рассеивается. Эти состояния неопределенности – время выбора нового направления или же новых предпочтений. Этот выбор во многом определяется своей прошлой историей и теми обстоятельствами или ценностями, которые окружают человека в период выбора. Если прошлая история никчемная и пустая, то эта тенденция сохра-нится и во время выбора. В этом случае человек или даже целый народ будут искать во внешнем мире то, что может компенсировать его прошлую никчемность. Для выбора внешний мир может предоставить в изобилии всевозможные ценности, ко-торые могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус, но нередко, из этого выбора могут быть изъяты те направления, которые по каким-либо причинам невы-годны тем, кто заинтересован в определенном статусе или человека или даже целого народа. Мало того, оставшиеся не самые лучшие направления могут быть окрашены в самые привлекательные цвета, чтобы жертва, не задумываясь, пошла по тому пу-ти, который выгоден организаторам этого театра.
Каждый народ может оставаться единым и непобедимым до тех пор, пока в нем сохраняются объединяющие его идеи, которыми могут быть религия, язык, культура, история этого народа и то будущее, ради которого он живет на Земле. В настоящее время нет необходимости вести кровопролитные войны, потому что лю-бое государство развалиться, если оболгать или подменить его идеи и его историю, которые являются фундаментом его народа, на ложные. Разрушив такого рода опо-ру, мы лишаем народ будущего, и приводим его на грань выживания.
Жить «здесь и сейчас» для человека или народа, идущего путями материаль-ного мира – это его распад и, в конечном счете, медленное разложение, ведущее к гибели. Жить «здесь и сейчас» для человека, идущего духовным путем, – это един-ственно возможное направление, ведущее его к духовному будущему.