Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ТРАНСФОРМАЦИИ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

--

Восприимчивость – это что – пороги восприятия или способность осознания того, что человек воспринимает? Действительно, будучи сосредоточенным на чём-то одном, человек может не воспринимать какие-то посторонние раздражители. В тех случаях, когда человек увлечён какой-то идеей, реализации которой он посвятил всю свою жизнь, он маловосприимчив ко всему, что не имеет отношение к его идее, но зато у него повышается восприимчивость ко всему, что соответствует этой идее. И ещё,  желания повышают восприимчивость человека к желаемому, восприимчивость повышается и к тому, на чём человек часто и длительно сосредоточен. И восприимчивость может уменьшиться до нуля, когда человек приближается к границам неведения. В тех случаях, когда в связи с интенсивной внутренней работой меняется уровень сознания человека, то это приводит к тому, что для человека меняется смысл значимостей окружающего мира, в связи с этим, человек начинает воспринимать в общепринятой значимости реальности этого мира те грани или тот смысл, который не воспринимается обывателем. При этом происходит своеобразная переоценка ценностей реальности мира и, в связи с этим, переоценка значимости самого себя и своего предназначения в этом мире. Но особенно важна осознанная восприимчивость при отодвигании границ неведения и восприятие и осознании внутренних пространств, связывающих человека с восходящими планами сознания.

Все перечисленные обстоятельства, в которых  восприимчивость имеет большое значение, можно разделить на два уровня. На первом уровне человеческого существования, он является частью этого проявленного мира и ничего ценного или значимого за пределами воспринимаемой реальности проявленного мира, для человека не существует. На этом первом уровне человек может жить для кого-то или для чего-то и тогда  ценность своей жизни человеком определяется значимостью его внешней деятельности. На этом же первом уровне находятся и те люди, которые живут для себя, и таких большинство. Основной значимостью этих людей являются они сами, их собственное благополучие, социальное положение и удовольствия. Люди, относящиеся к этой категории, наиболее чётко воспринимают те грани реальности мира, которые адекватны их желаниям и стремлениям. Всё остальное воспринимается ими как второстепенный фон их картины мира.

Значительно привлекательнее люди, относящиеся к второму уровню. Эти люди, в отличие от первых, считают, что человеческая жизнь имеет высокое предназначение, выходящее за пределы этого проявленного плана реальности. Да и сам план реальности, предназначен не для того, чтобы человек получал в нём всё, что необходимо для своего существования и сверх того – богатство и власть, но является обстоятельствами, в которых человек может выполнять внутреннюю работу, соответствующую его предназначению. При этом можно без особого труда осознать адекватность намерения человека и внешних условий, которые способствуют реализации духовных намерений человека. Эта тесная связь или созвучие связаны с тем, что внешний мир со всеми его особенностями отражается в каждом человеке. И все взаимодействия человека с внешней реальностью, предварительно осуществляются во внутреннем мире человека. Поэтому, каков человек по своей внутренней сути, таким он воспринимает окружающий его мир и такими являются его взаимоотношения с ним.

Любая устремлённость человека всегда соответствует его внутренней позиции, и путь в этой устремлённости всегда соответствует цели, к которой человек устремлён. Здесь имеется в виду, что человек стремящийся к определённой цели, на путях своего стремления будет воспринимать реальность любых обстоятельств, с которыми он будет встречаться, через призму своей устремлённости. Возможно, это выглядит фантастически, но цель, к которой устремлён человек, как бы подсвечивает  в свои цвета все объекты, находящиеся на пути, которым человек устремлен к своей цели. И чем более устремлён и сосредоточен человек на пути к своей цели, тем в большей мере внешние обстоятельства подсвечивают ему избранный им путь. И это верно не только для людей-обывателей, какого бы уровня они ни были, но и для тех, которые избрали для себя путь, не имеющий какой-либо вещественной цели, и который никогда не будет завершён ни в этой, ни в любой другой жизни. При этом, человек, идущий внутренним путём, соотносит все внешние факторы с воспринимаемыми им внутренними состояниями, что позволяет ему осознать единство внутреннего пути и всевозможных внешних влияний. Мало того, он начинает осознавать, что избранный им внутренней путь и реализация его судьбы во внешнем мире тесно связаны друг с другом и зависят одно от другого. Шри Ауробиндо это единство внутреннего и внешнего назвал – «Жить изнутри». В духовной практике есть грань, переступив которую человек уже никогда не сможет вернуться назад к своему прежнему состоянию, прежним целям и прежнему способу бытия. Вспомните слова из песни: «…поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори. До звёздной полночи, до самой мне снова детство подари…». Но невозможно вернуть не только безвозвратно ушедшее детство, когда мы уже выросли, но даже вчерашний день, даже тот отрезок времени, который был минуту назад. У человека нить Ариадны, или нить его судьбы, постоянно рвётся и рассыпается в прах. И выйдя из детства, юноша или девушка уже никогда не вернутся в него. Став зрелыми, а в дальнейшем, дожив до преклонного возраста, они могут быть только гостями в своих воспоминаниях пролетевшей жизни. В течение всей жизни человек постоянно меняется и меняется его восприятие реальности мира. Возможно, реальность останется той же самой, но параллельно ей, словно тень, будет следовать дух этой реальности, или её атмосфера, неповторимая, всепроникающая, и даже всепонимающая. Этот дух, незримо присутствующий, порой нежный, утешающий, а порой сострадающий или молча с укоризной взирающий на всевозможные человеческие глупости. Эта некая атмосфера детства, юности, а в дальнейшем зрелости, сопровождает каждого человека, в течение вей его жизни, и она меняется, у одних быстро, у других постепенно, незаметно, всепрощающая; иногда, когда человек избирает для себя судьбу, которая кажется ему многообещающей, в этой атмосфере появляется глубокая печаль. Но когда человек однажды осознает цепочку связей прошлого выбора и того положения, в результате которого он оказался в тупике настоящего, в этой атмосфере, постоянно присутствующей в человеке и вокруг человека, появляется словно золотистое зарево улыбка радости. И всегда этот дух или атмосфера, неотступно присутствующая в человеке и вокруг него, несут в себе пронзительную настойчивую внимательность. Человек почти всегда не осознаёт её, потому что субстанция этого духа слишком тонка для его восприятия. Слишком тонка – это не значит, недостижима его осознанию, потому что для человека нет ничего недостижимого в этой многоплановой вселенной.

Но с возрастом, к людям в одном случае подкрадывается глупость, а в другом – мудрость. Всё зависит от того, на что он опирался в своей жизни – на свой ум или на своё сердце. Ум с возрастом постепенно и незаметно теряет свой потенциал и скудеет, а истинное сердце имеет бесконечный потенциал и если оно открыто у человека, то его ум, опираясь на открытое сердце, сохраняет свою ясность независимо от возраста. При этом, у человека не только сохраняется высокая восприимчивость, но и стремление к знаниям.

Вся бесконечная Вселенная открыта перед человеком и зовёт его в свои беспредельные поля жизни и неиссякаемой радости познания. Но человек уткнувшись в проявленную реальность мироздания, не хочет видеть что-либо ещё за пределами своих желаний и утилитарных стремлений. Не хочет…, а может быть не может? Не может потому, что неведение, которое ограничивает его возможности познания, находится в нём самом. При этом человек будет стремиться только к тому, что ему уже известно или что он может предполагать или ожидать. Неведение – это не внешние ограничения, но ограничения внутренние. Для каждого человека открыта только та часть мироздания, которая соответствует его открытым возможностям. Тогда человеческое мировоззрение и возможности его восприятия можно представить в виде освещённого участка бесконечного поля, недоступного восприятию человека. И только этот, освещённый участок доступен человеческому познанию реальности. Но так как это бесконечное поле, недоступное восприятию человека находится в самом человеке, то это порождает надежду, что на пути самопознания человек раздвинет границы познанного и для многих людей этот процесс познания, прежде неведомого, может стать бесконечным.

А теперь рассмотрим, что необходимо для того, чтобы пределы неизвестного и ещё непознанного, ограничивающие человека на путях самопознания, были преодолены и для чего человек должен прилагать усилия, чтобы эта работа была сделана?  Действительно, в человеке есть его истинное «Я», которое уже связано со всеми мыслимыми знаниями Вселенной и для которого не существует неведения. Может быть, достаточно стать единым со своим истинным «Я», что автоматически разрушит все пределы неведения, и вся беспредельная Божественная Вселенная станет для человека бесконечным храмом  знаний, в котором нет никаких теней неведения. Если мы согласимся с этим положением, то кем тогда будет человек в этом бесконечном храме знаний? – архивариусом? Или же работником, стирающем пыль вечности с ненужных ему знаний? Сам по себе процесс получения знаний, так же как и процесс исследования самого себя, однажды становится бессмысленным, так как накопление знаний, какими бы глубокими и привлекательными, и какими бы разнообразными они ни были, это только открытие для себя человеком того, что уже существовало прежде или даже всегда. И чем тогда будет отличаться человек, для которого стали доступны, недостижимые прежде знания, от того, кто не прочитал даже одной страницы в бесконечной книги знаний или, если говорить о бесконечном храме знаний, то даже не обратил на него внимания? Люди, живущие в этом проявленном мире значимостей, в той или иной степени стремятся получить те знания, которые они могут использовать себе во благо. Практически, то, что они изучают в течение своей жизни, уже знали их предшественники. Правда, каждый человек, используя знания своих учителей, что-то от себя добавляет к ним или же отвергает, как устаревшее. Но в любом случае подобного рода знания нужны человеку для адаптации к этому проявленному миру значимостей, чтобы выжить в нём. Другими словами, человек должен постоянно стремиться соответствовать этому миру значимостей. А теперь поставим рядом с ним того, для которого доступны бесконечные знания всего Мироздания. Возможно, он так же должен соответствовать этому миру значимостей без чего невозможно его физическое выживание. В чём их отличие друг от друга? В содержании? Но все люди отличаются друг от друга по своему содержанию. И тогда, какой смысл стремиться к бесконечным знаниям, если это ничего не меняет во внешней жизни человека и оставляет его самого таким, каков он был прежде. Правда, у него изменилось наполнение – он полон знаний.

Сами по себе знания ещё ничего не меняют. И на внутреннем пути, когда человек стремиться через познания самого себя познать всю бесконечную реальность мироздания, целью являются не знания, но процесс познания, потому что именно процесс познания трансформирует познающего. В этом процессе есть одна фундаментальная особенность – человек на пути познания всегда преодолевает неведение. Именно усилия по преодолению неведения трансформируют человека, что и порождает в нём состояние радости. Обычно мы называем это радостью познания. Но тогда возникает вопрос: можно ли назвать чтение, ради получения нужной информации, преодолением неведения? И ещё вопрос: всегда ли состояние радости – это преодоление неведения? Есть ещё и третий вопрос: что в человеке трансформируется при преодолении неведения?

Очевидно, что состояние радости может возникать по многим причинам и оттенков этого эмоционального состояния может быть множество. Радость, возникающая при преодоления неведения – это радость осознания и понимания. Кроме того, радость преодоления в себе тамасической природы, которая препятствует любым позитивным усилиям и допускает участие человека только в том, что приносит удовольствие или же позволяет человеку находиться в расслабленном состоянии. Затем по значимости следует радость любви к близкому человеку, например, матери к своему ребёнку; затем следует радость встречи с другом, радость получения необходимой информации и т. д. Все остальные разновидности радости располагаются на более низких уровнях и заканчиваются удовольствиями, выраженными в различной степени.

И, конечно, здесь нельзя не коснуться чтения познавательной литературы, которое приводит человека к пониманию какой-либо идеи или же какого-либо процесса. Ум не способен что-либо понимать, он точно калькулятор может рассчитать, вывести из расчётов соответствующий результат, создать таблицу умножения и таблицу логарифмов или создать какие-то формулы, которые описывают какие-то процессы или взаимоотношения. Он занимается анализом, который приводит к разделению не только неживые объекты, но и различные формы жизни, предварительно умершевляя их, и затем следует синтез, в котором некогда живые организмы становятся их мёртвым подобием. Поэтому, чтение или слушание чтеца само по себе не является процессом познания, если для воспринимающего человека важна только внешняя логическая форма, в которую ум облекает знания. Хотя эта форма далеко не всегда соответствует своему содержанию, так как ум – это грубый инструмент, который низшая природа использует для познания проявленного мира. «Мудро только сердце» – говорит Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц». Мудро, потому что в отличие от ума, который всё превращает в информацию, сердце имеет способность воспринимать знания. Чтение, если читатель стремится понять идею или дух произведения, может дать ему знания, раздвигающие границы неведения. Но для этого у читателя или слушателя внимание должно быть непрерывным и максимально сконцентрированным, потому что только тогда оно может проникнуть за пелену проявленности этого мира значимостей в те безмерные пространства, которые полны знаний. И здесь человек должен помнить, что позади каждого объекта этого проявленного мира, позади процессов и идей, присущих этому проявленному миру, на той стороне в непроявленности находятся адекватные всем этим проявлениям знания. Поэтому, концентрация внимания на любой проявленности этого мира значимостей, однажды может привести человека к тому, что его энергия концентрации проткнёт пелену проявленности этого мира, наброшенную на мир непроявленный и человек соприкоснётся с соответствующими знаниями, но уже на той стороне в непроявленной реальности мироздания.

И, наконец, что меняется в человеке, когда он преодолевает неведение?

– Это приводит к тому, что «Свидетель» расширяет свои владения, трансформируя всё сознание человека, и углубляет его мировоззрение. Затем, начинается трансформация ума, который должен соответствовать тем знаниям, которые  стали доступны человеку за границами неведения. Без такого соответствия знания не могут быть переданы другим людям, и в какой-то степени повлиять на особенности взаимоотношения человека с внешним миром. И это понятно, так как взаимоотношения человека с внешним миром во многом опирается на его ум.