ПОКАЯНИЕ

Покаяние – это признание своих грехов, соединённое с сожалением о них и стремление исправить их последствия; покаяние совершается в присутствии священника – то же самое, что исповедь (из толкового энциклопедического словаря). Покаяние было не только в христианских религиях, но и среди атеистов – в советские времена это называлось самокритикой. Грех – это нарушение воли Бога, данных им религиозно-нравственных предписаний, моральное зло.

В статье «Угоден Богу» мы говорили о том, что у каждого человека в этом мире есть своё предназначение, идёт ли он духовным путём, или же ведёт жизнь заурядного обывателя. И весь спектр человеческих поступков, к какому бы уровню предназначения человек не относился, для духовного искателя является полем его деятельности. Любые внутренние состояния, которые может переживать человек, будут ли это желания или же какие-либо реакции эго, или же внезапно появляющиеся побуждения, так же являются материалом для внутренней работы духовного искателя. Но тогда, любые поступки человека, какой бы характер они не носили, не должны вызывать у человека чувства греха, какой-то вины перед Богом и кем бы то ни было ещё, потому что это, в конечном счете, становится для духовного искателя средством, используя которое, он может идти по пути собственного совершенства. Он может в таких случаях говорить, что он не грешит, но, осознавая свои состояния и поступки, использует их на пути восхождения к божественному совершенству. Тогда можно говорить, что не только у каждого человека есть своё предназначение, но и у каждого поступка, и какого угодно внутреннего состояния – так же своё предназначение. В таком случае, возможно, в покаянии нет никакой необходимости, если в каких-то делах я реализую своё предназначение, то почему я должен каяться, не похоже ли это на эксгибиционизм, а присутствующих при покаянии людей, нельзя ли сравнить со страдающими вуайеризмом. Можно сказать ещё больше, что нет необходимости в законах и судах, которые как-то пытаются ограничить свободу самовыражения человека. Человек может тогда утверждать, что он что-то аморальное делает, только потому, что таково его предназначение.

В любом случае человек не хочет быть виноватым и этого он достигает или при помощи покаяния, когда ему отпустят его грехи, или же в тех случаях, когда ему всё можно, так как таково его предназначение. И это хорошо видно на примере некоторых людей, имеющих в своих руках власть, опираясь на которую они могут позволить себе то, что не позволено другим людям. Но вседозволенность не может быть оправдана в нормальном социальном обществе, и для упорядочивания человеческих взаимных отношений, существуют определённые правила и законы. В свою очередь религия предлагает человеку придерживаться установленных нравственных предписаний. Любое человеческое общество не может существовать как единое гармоничное целое, если члены этого общества не придерживаются в своих взаимоотношениях определённых правил. И если обыватель ограничен в своих внешних реакциях законами и правилами того общества, членом которого он является, то духовный искатель придерживается несколько иных принципов. Он ограничивает себя сам, исследуя любые свои состояния, появляющиеся в нём по какому-либо поводу, и не позволяет им реализоваться во внешнем мире. Он знает, что реализация различных состояний, желаний и влечений делает их сильнее, и однажды человек не будет иметь достаточной силы воли, чтобы преодолеть их.

Религия предлагает человеку внешнюю форму отношений человека с реальностью мира, основанную на правильной морали, опирающейся на идею: относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе. Правда, эта идея многозначна, например, я хочу, чтобы ко мне какой-то человек относился, как к господину, тогда и я должен относиться к нему, как господину. Есть и много других вариантов, делающих эту изначальную идею, высказанную однажды Иисусом Христом, абсурдной.

Но вернёмся к идее покаяния, под которым понимается осознание человеком каких-либо своих аморальных реакций, выраженных в словах или поступках, не соответствующих религиозно-нравственным предписаниям. Кающийся человек рассказывает священнику о своих аморальных поступках, преодолевая своё эго, что так же является немаловажным в покаянии… Но есть люди, склонные к самоистязанию, копанию в своих грехах и самообвинению, которые получают от всего этого своеобразное удовольствие и испытывают при этом мазохистское чувство значимости. Такие люди готовы хоть ежедневно ходить на исповедь, где они будут выкапывать из себя даже несуществующие грехи, и обвинять себя в выдуманных пороках, этим самым, увеличивая свою патологическую значимость.