ДВЕ ГРАНИ МИЛОСТИ

 Когда мы говорим о Божественной милости, то не имеем в виду ту милость, которая позволяет нам избежать наших проблем и трудностей. Такую милость можно рассматривать как направленную активность Бога, который за нас решает наши проблемы, предоставляя нам возможность пользоваться результатами его деятельности. При этом все трудности Бог берёт на себя, оставляя нам только наслаждения. Человек хотел бы, чтобы Бог стал его могущественным рабом, выполняющим все его ничтожные прихоти и «служил ему на посылках». Об этом хорошо сказал А. С. Пушкин в «сказке о рыбаке и рыбке», когда старуха пожелала, чтобы золотая рыбка служила ей на посылках.

Психология обывателя такова, что он под милостью для себя не может понимать что-либо иное, кроме жизни без проблем в этом мире, здоровья себе и своим близким, а своим врагам – всё самое худшее. У Бога есть цель, не имеющая своего предела, и Божественная милость для любого эволюционирующего существа заключается в помощи этому существу на путях бесконечной эволюции.

Божественная милость для человека, следующего духовным путём, – это всегда возникновения тех ситуаций или тех проблем, преодолевая которые, человек становится более совершенным, чем до решения возникших перед ним проблем. Если обывателя, решение возникающих проблем ещё прочнее привязывает его к этому проявленному миру с его значимостями, то для духовного искателя Божественной милостью будут все проблемы, все трудности, которые встретятся в его жизни. Он знает, что каждая из них скрывает позади себя необходимое на духовном пути совершенство и ведёт к освобождению от зависимостей, привязывающих его к этому миру значимостей.

Интересно, но все желания, стремления, различные эмоциональные состояния, проявляясь в этом мире значимостей, привязывают человека к низшей природе во всех её проявлениях. Но в действительности, все они являются только извращением истинных состояний. Например, ревность – это извращённая искренность, верность Божественному. Богатство – это извращённое стремление к единству, а ложь – это одно из проявлений неведения, определяющего направление активности человека. Здесь имеется в виду, что при помощи лжи можно направлять внимание и направление активности человека, так же как и при помощи неведения, которое может быть шорами на глазах человека, можно ограничивать и направлять его интересы. А всевозможные удовольствия, к которым стремится человек, позади себя имеют Божественную ананду, так же как позади страданий находится сострадание ко всему сущему на Земле. В то же время позади гнева и агрессии находится отвержение всего не истинного. Таким образом, человек, не позволяя через себя реализоваться низшей природе, открывает для себя высшую природу и бесконечный путь к совершенству.