Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВЛАСТЬ, НАСИЛИЕ И СВОБОДА

--

Есть два основных проявлений власти: одна из них в своей основе имеет сострадание, другая же, эгоистическое господство. В первом случае власть осуществляется на благо всем подвластным и становится возможной при их единстве между собой. Во втором случае, власть эффективна только при разделении всех, которые находятся под её эгоистическим влиянием и направлена на благо властителя. При этом, подвластные содержаться в состоянии или относительного комфорта, или же на уровне выживания. Если сострадательная власть стремится к совершенству каждого подвластного, то эгоистическая власть, напротив, стремится к тому, чтобы подвластные находились на максимально низком уровне сознания, достаточном для выполнения указания их господ. И есть ещё одно очень важное различие: если сострадательная власть стремится к совершенству сознания всех подвластных, то власть эгоистическая пытается сделать всех подвластных бездуховными и низвести их идеалы и стремления до уровня цивилизованных животных.

Позади сострадательной власти и власти эгоистической стоять две, несозвучные друг другу силы, которые, не смотря на кажуюся противоположность, не противостоят друг другу, но направлены на реализацию определённой цели божественного. Рассмотрим некоторые грани эгоистической власти. В первой книге Ветхого Завета бог-Яхве после изгнания человека из рая даёт ему самое ценное из того, что он имел – власть над всем живым на Земле, в том числе и над теми людьми, которые жили на Земле до сотворения Адама и Евы и рождения их детей - Каина и Авеля. И Каин знал об этих людях, иначе, откуда бы могли взяться его опасения, что его в изгнании, в котором он оказался за убийство брата своего Авеля, могут убить. И Яхве тоже об этом знал, и, поэтому, сказал Каину: всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Бытие 4:15). Конечно, смысл этого знамения мог понять только человек. И этот эпизод подтверждает, что в те времена на Земле уже жили люди.

В новом завете Дьявол искушает Иисуса Христа опять-таки властью, но уже над этим проявленным миром… Во всех этих писаниях власть содержит в себе смысл преобладания, над теми, которые находятся в подчинении. В случаях эгоистической власти властвующий всегда находится вверху над подвластным, так как он более значим, чем тот, над кем он властвует. «Тебе дам власть над этим миром…если, падши, поклонишься мне» – соблазняет Сатана Иисуса Христа. Но заметьте, Сатана, всё равно будет сверху, господином, а Христос – рабом его. В книге Иова Бог позволяет Сатане проявить свою власть над всем, что было дорого Иову во внешнем мире, кроме его души. И Сатана использовал свою власть в полной мере. Обратите внимание, что полнота сатанинской власти всегда для него недостаточна, и, кроме богатств, принадлежащих Иову, он распространяет её и на тело человека. Правда, Бог в этой книге потакает человеческим похотям или жажде богатства и почестей, и даёт Иову взамен утраченного вдвое больше того, что у него было прежде. Не правда ли, довольно странный Бог: если я люблю тебя, то я сделаю тебя богатым и счастливым и жить будешь долго, и будут тебе служить рабы и слуги, которые в этой книге словно бы и не люди, а тот же скот, ну может быть, несколько поумней его. Этот пример приводит к мысли, что современных сверхбогатых людей Бог очень сильно любит, и относится прохладно ко всем остальным, а от неимущих совсем отвернулся. Сразу видно, что это не наш бог, а бог Рокфеллеров, Ротшильдов, Варбургов и других сверх богатых людей, сила которых в богатстве и власти. Но вспомним слова Александра Невского: «Бог не в силе, а в правде». Мы здесь приводим примеры из Ветхого завета совсем не потому, что в нём описана действительная история творения вселенной и нашего земного мира вместе с человеком и другими формами жизни, а потому что идеи мифов этой книги лежат в основе формирования личности человека, опирающегося на них в своём мировоззрении.

Богатство, в каких бы формах оно ни было выражено, всегда является символом власти. Проявлением власти является и социальное положение человека. Одной из основных особенностей власти является её стремление к беспредельности. Она не может насытить того, кто ею одержим, и она беспощадна к тем, кто ей препятствует. Власть над другими людьми, даже над одним человеком – это в действительности извращённое сострадательное всемогущество Божественного, переживаемое людьми в нашем проявленном мире значимостей. И если власть Божественного сопровождается состоянием ананды единства всего сущего в мироздании, то власть в проявлениях низшей природы содержит в себе чувство удовольствия и является следствием проявлений гордыни.

Гордыня – это не гордость человека, имеющая в своей основе чувство собственного достоинства. Гордыня – это состояние, ни на чём не основанное и в основе своей имеет чувство собственного превосходства и презрение к другим людям, отношение к ним, как к ничтожествам. Гордость предполагает в человеке присутствие внутренней устойчивости, непоколебимости, честности. Гордость не позволит человеку унижать других и самому унижаться перед кем бы то ни было. Гордость – это проявление внутренней силы воли, в то же время для гордыни это качество личности совсем не обязательно. Гордыня – это психопатология, подобная чувству ревности, трусости, мании преследования, состояния самоуничижения и др., гордыня стремится к власти, исключительности, используя для этого все доступные средства.

Интересно, но стремление к власти не присуще только нашему проявленному миру. Различные эмоциональные состояния, возникающие у человека по какому-либо поводу, провоцируются всевозможными силами других планов сознания, чаще всего не самых высоких. И если духовный искатель достаточно внимателен, то он может осознать, что все эти состояния стремятся подняться в верхнюю часть человеческого существа и захватить его сознание. Если человек недостаточно бдителен, то может оказаться захваченным этими состояниями и оказаться в подвластном для них состоянии. Любые захваченности, жертвой которых становится человек, стремятся подчинить его себе и сделать его своим послушным инструментом.

Однажды, рассматривая структуру личности человека, мы говорили, что всевозможные элементы в поле его мировоззрения, стремятся приблизиться к его центру, который является ядром личности человека, и стать максимально значимыми для него и даже пытаются стать центром личности человека и определять его предназначение. Здесь мы вновь встречаемся с проявлениями духа власти. А когда мы высказываем своё мнение по какому-либо поводу или делаем кому-то замечание, или же осуждаем чьи-то поступки, то разве мы при этом не возвышаемся над теми, которых осуждаем, или которым делаем замечания? Если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим, что при любых формах общения между людьми происходит «перетягивание каната» значимости. И пусть эти движения не всегда выражены и не всегда заметны, но они происходят в любом случае. Нам кажется естественным, что мы следуем определённым привычкам и побуждениям, что мы руководствуемся определёнными идеями и принципами, и всё это так же имеет над нами власть, хотя она и кажется нам неочевидной.

А как же тогда власть над собой? Духовная практика без неё невозможна. Это очень интересный вопрос, потому что власть над собой – это власть над низшей природой, синонимом которой является Сатана. Власть над собой – это конец всеобщей власти над этим миром в отдельно взятом человеке. Именно сатанинская власть удерживает человека своими всевозможными влияниями, привязанным к этому миру. И если власть низшей природы стремится к тому, чтобы сделать из человека послушного раба, то власть человека над собой это всегда путь к реальной свободе. Тем более, что позади стремления человека к власти над собой, стоит Божественное намерение. Но тогда мы, освобождаясь от одной власти, попадаем под власть другого господина, который называется Бог! При этом осознание свободы не является истинной свободой, но иллюзией? – Это не так, потому что власть Божественного не основана на состоянии превосходства над подвластными, а на единстве с ними. И, так как в основе единства отсутствует принцип значимости, то в нём нет условий, в которых могло бы проявиться превосходство одного над другим. Именно единство порождает в человеке чувство свободы и независимости.

Божественный, используя обстоятельства внешнего проявленного мира значимостей, определяет направление внутренней работы. Создавая встречи духовного искателя с определёнными проблемами, которые должен решать человек, Божественный этим самым ведёт его по пути восхождения совершенства сознания. Поэтому, все проблемы, которые встречаются искателем на его пути, воспринимаются им, как Божественная милость.

Конечно, у читателя может появиться вопрос: для чего нужна на Земле сатанинская власть? – Для людей, избравших духовный путь, все проблемы создаваемые властью, необходимы для получения духовного опыта и для Психического существа, в период его роста, и для духовного искателя в период его внутренней работы.