ПЕЛЕНА РАЗУМА

Рассматривая структуру человеческого существа с духовных позиций, мы обнаруживаем внутреннюю его истинную часть, состоящую из Центрального существа с его истинным менталом, виталом и физическим, и Психического существа или истинного «Я» человека, которые не принадлежит этому проявленному миру значимостей. И в то же время есть внешняя инструментальная часть, принадлежащая этому проявленному миру значимостей, состоящая из ума, витала и физического. Эту, внешнюю часть человека использует Психическое существо для получения опыта и своего роста. Нас здесь интересует человеческий внешний ментал и истинный ментал, принадлежащий Центральному существу – не дублируют ли они друг друга? Если бы это было так, то Шри Ауробиндо не рекомендовал бы настоятельно остановить внешний ум. Истинный ментал центрального существа является инструментом знаний, объединяющий человека со всеми знаниями Мироздания. А внешний ментал – это не инструмент знаний, его основной функцией является превращать знания в информацию, благодаря чему она становится доступной для передачи в какой-то форме другим людям. Но эго, являющееся представителем низшей природы в человеке, через которого она им управляет, отделило сознание человека от истинной части человеческого существа, и тогда ум объявил себя инструментом познания реальности мира и этим самым привязал человека к внешней его реальности. Он стал своеобразными очками, через которые человек воспринимает реальность и судит о ней, опираясь на свои способы познания реальности мироздания – на ментальные анализ и синтез. Ум, не являясь инструментом знания, в значительной степени сузил поле мировоззрения человека, убедив его, что внешняя реальность мира является единственно достойной его внимания и что в этой реальности находятся все человеческие предназначения.

Представим себе поле, на котором люди склонились, обрабатывая землю, и на этом же поле находятся пасущиеся животные, например, овцы, козы и др. И на этом поле много валунов – это поле является действительностью земного мира. Но вот на это поле опустилась непрозрачная пелена разума и закрыла всех, которые были на нём, обозначив только контуры реальности. И для каждого человека контуры этой реальности обозначенные умом будут восприниматься по-своему, и каждый человек о них будет своё мнение. Эта метафора определяет позиции ума, который считает себя инструментом знаний. На самом деле он воспринимает только то, что созвучно ему. И из бесконечных октав реальности мироздания он воспринимает только те вибрации или звуки этих октав, которые созвучны ему. Ум можно сравнить с шаром, который только в одной точке соприкасается с реальностью мироздания и воспринимает только то, что находится в точке соприкосновения. Очевидно, что он воспринимает ничтожно малую часть реальности, но уверен, что воспринимает всю реальность. Но так как нет на Земле двух людей, имеющих одинаковые умы, то одна и та же реальность мироздания будет восприниматься различными людьми – не одинаково, и каждый человек об одной и той же реальности будет иметь своё мнение, отличающееся от мнения других людей. Представляя всю эту структуру то, что человек считает самим собой, невольно хочется спросить, для чего вся эта сложность была нужна Божественному?