Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ

--

Любые человеческие слова, поступки, намерения имеют свой центр и свою периферию. В центре проявляет себя намерение, которое почти всегда не принадлежит человеку, а каким-то силам, принадлежащим высоким или низким планам сознания, которые влияют на все проявления человеческой жизни. Источником этих влияний может быть весь спектр миров низшей сферы, находящийся под контролем двух основных центров сознания в человеке. Один из них относится к Центральному и Психическому существу, другой – к эго. И, соответственно, всех людей можно разделить на неравные две части – К первой из них относится сравнительно небольшое количество людей, в то же время, подавляющее большинство человечества, относится ко второй эгоистической группе. Но между этими двумя группами людей нет чёткой границы. Между ними находится довольно большая переходная группа, искателей смысла жизни, которая со временем встанет на путь своего духовного предназначения. Каждый из двух основных центра сознания человека имеет свои намерения и свою волю, благодаря чему, один из них, приобретя достаточное влияние на человека, однажды возьмёт его под свой полный контроль. Оказавшись между двух сил в период их равновесия, человек оказывается перед выбором, какую из них предпочесть, и от его решения зависит победа одной из этих сил. И если в тот период, когда психическое существо уже заявило в человеке о своих предпочтениях, и человек осознал это, как «голос» совести или же побуждение к тому, чтобы совершить какой-то поступок или же, напротив, не совершать его, то человек может преодолеть это побуждение и поступить так, как подсказывает ему его эго. Правда, эго чаще всего подсказывает человеку то направление, в котором он должен действовать или через его эмоциональную сферу, или же его влечения. При этом, внешней ум человека найдёт поступкам человека, инициируемым эго, объяснение и оправдание.  В некоторых случаях силы, представителем которых в человеческом существе является эго, действуют непосредственно через его ум, подсказывая ему какие-то решения или предпочтения, которые могут на первый взгляд выглядеть безобидно и даже иметь благородные мотивы, и человек за пеленой неведения может не разглядеть истинных намерений этих сил, и встать на разрушительный для него путь. Приведу несколько примеров, когда человек слишком доверчив и позволяет уму втянуть его в трудно решаемую проблему или же в тупиковую ситуацию. Два близких человека прожили вместе около двадцати лет, однажды вечером после ужина решили открыть друг другу все свои тайны. Причина этому была вполне благородная – в прошлом каждого из них не должно быть друг для друга тайн, потому что тайны – это всегда нечто разделяющее людей, так как ею владеет только один из двух. В результате такой открытости мы станем ещё ближе  друг другу, предположил муж, обращаясь к своей жене. Первым раскрыл все свои мужские тайны муж и поведал своей любимой жене, что он всегда был верен ей и не позволял себе даже думать о ком-то другом кроме неё. Жена в ответ на откровенность мужа сказала ему, что оно очень любит его, но однажды когда она ехала в поезде к своей матери, она познакомилась с одним очень интересным мужчиной и на неё нашло затмение и она была близка с ним, за что горько потом раскаивалась и сейчас прошу простить меня за то, мимолётное событие. Мужа это откровение повергло в шок, он, не одеваясь, выскочил из квартиры, сказав, что никогда не вернётся, и будет жить у своей сестры. Он погиб под колёсами автомобиля, перебегая улицу рядом со своим домом. Иногда в размолвках один из супругов или друзей пытается докопаться до истинной причины какого-то события. При этом они настаивают на том, что хотят знать правду, во что бы то ни стало, даже если эта правда будет разрушительной. У каждого человека могут быть свои тайны, которые он держит закрытыми даже для себя самого.

Для основных сил, которые управляют человеком, очень важно создать в нём состояние захваченности. Это приводит к резкому сужению сознания вокруг какой-то идеи, какого-то эмоционального состояния, желания или какого-то влечения. Захваченности, возникающие под влияниями Психического существа всегда позитивны, так как увлекают человека на путь его духовного предназначения. В то же время захваченности силами, стоящими позади эго, всегда деструктивны, и в лучшем случае привязывают человека к этому проявленному миру с его ценностями, а в худшем, ведут его к деградации и разрушению. Кто-то из философов сказал, что миром правят идеи, и он был совершенно прав, потому что именно идеи лежат в основе позиции, которую занимает человек, при взаимодействии с окружающей его реальностью. Идея – это угол зрения, под которым человек воспринимает реальность мира и его предназначение. Идея – это очки определённого цвета, через которые человек смотрит на мир, и идея создаёт для него определённость во внешнем мире, без которой человек теряет всякие ориентиры. Человеку нужны идеи, даже те, которые не являются истинными, потому что без идеи у него не будет ни психологической, ни социальной определённости. Почему в современной российской конституции, в тринадцатой статье, утверждается, что Россия не должна иметь никакой государственной идеологии (идеология от слова идея)? Потому что в таком случае она не будет иметь никакого собственного направления и, следовательно, её направленность могут тогда определять доминирующие над нею другие страны. Но, говоря об идеологии государства или об идее, которой руководствуется человек в своей жизни, мы в любом случае касаемся мировоззрения человека, за пределами которого не может быть никаких идеологий и никаких идей.

Когда мы говори о центре мировоззрения человека, в котором находится или его собственная личность, как наиболее ценный объект, или какая-либо идея, или же ещё что-либо, ради чего человек живёт в этом мире, то имеем в виду что Психическое существо или эго, которые определяют позицию человека в этом мире, действуют через структуру центра мировоззрения. Это для нас важно, так как структура центра мировоззрения определяет способы взаимоотношений человека с окружающей его реальностью и отношение его к самому себе. Но в любом случае структуры, входящие в центр мировоззрения, находятся под влиянием или Психического существа или человеческого эго. Структуры, входящие в центр мировоззрения иногда кажутся причудливыми и далеко не всегда могут управляться человеком. Например, у некоторых людей в стрессовых ситуациях возникает  состояние неутолимого голода. И они в какой-то мере успокаиваются, когда начинают есть, но при этом у них не наступает насыщения. У других могут быть всевозможные навязчивые действия, например, обгрызают ногти, выщипывают на голове волосы, обрывают ногтевые валики на пальцах рук и т. д. В центре мировоззрения могут одновременно находиться и сверхценные идеи, которым человек служит, и значимость его собственной личности, имеющая для себя опору на физиологическом, психологическом или социальном уровнях. Поэтому, одни себя осознают полноценной личностью, если имеют достаточно богатств, для других, важна власть, лишившись которой они чувствуют себя потерянными, для третьих, значимость собственной личности определяется возможностью отношений с противоположным полом. И среди мужчин иногда бывают случаи самоубийства, когда такие отношения для них становятся невозможными. Мне был известен человек, который связывал свою значимость со своим автомобилем. Но однажды он попал на своей машине в дорожную аварию. Его жигули восстановлению не подлежала, хотя сам он отделался лёгкими ушибами. После этого события он вскоре покончил жизнь самоубийством, оставив сиротами двух маленьких детей и вдовой – жену. У других людей в центре их мировоззрения рядом со значимостью их собственной личности может находиться одна из субличностей, в которой преобладает состояние депрессии, и тогда этот человек на реальность мира будет смотреть через серые очки, и всё для него в этом мире будет плохо и неправильно. Не лучше выглядят и те люди, которых гложет зависть, мучает ревность, люди неуверенные в себе, испытывающие чувство вины по каждому пустяку, или же излишне обидчивые, подозрительные, гневливые и т. п.

Для людей, значимость которых поддерживается такого рода психологическими особенностями, крайне важно осознать в себе такого постоянного спутника и постараться не потакать ему. Если человек внимателен при исследовании самого себя, то подобного рода проявления он может осознать в себе как некую субстанцию, имеющую определённую эмоциональную окраску. Сам процесс осознания и непотакание побуждениям подобного рода, приводит, в конце концов, к тому, что подобная субличность оставляет своё дежурство рядом со значимостью человека, и он получает возможность заменить её на субличность, имеющую другие характеристики.

Мировоззрение человека можно сравнить с усадьбой, которая может быть незначительной по размерам, но может быть и беспредельной, в центре которой стоит дом. В самом доме может быть несколько человек, находящихся в определённых иерархических отношениях и несколько более или менее ценных вещей, среди них могут быть и очень ценные для хозяина дома, которым он посвящает свою жизнь. Каждый из живущих в этом доме занимает в иерархии отношений то место, которое соответствует количеству положительного внимания хозяина этого дома. В тех случаях, когда жильцам этого дома не удаётся влиять на его хозяина, то со временем им приходится уходить из него.

Как мы уже говорили, усадьба – это мировоззрение человека, которое может быть ограниченным в своих размерах и может быть беспредельным. На территории усадьбы находятся все значимости, принадлежащие хозяину этого дома. Причём, чем дальше от дома находятся эти значимости, тем менее важны они хозяину дома. Таким образом, значимости, находящиеся на территории усадьбы в значительной мере характеризуют хозяина дома. Таким образом, если перейти от метафоры с усадьбой и хозяином дома к реальности, то можно увидеть что окружающая человека реальность со своими значимостями, – это только его реальность. И человек всегда созвучен со своей реальностью, даже тогда, когда в этом созвучии содержаться неприятные для него звучания. Более того, изменить своё мировоззрение человек может только тогда, когда он изменит самого себя. Но если в поле мировоззрения появляется привнесённая извне новая значимость, которая не является отражением структуры личности самого человека, то это свидетельствует о том, что человеку пришло время меняться. И новая значимость постепенно будет передвигаться от периферии мировоззрения человека к его центру. Пока однажды она не окажется основной для человека. при этом может произойти перестановка всех значимостей в поле мировоззрения человека и появиться на его территории какие-то новые значимости, которые прежде не находились даже не его периферии.