О ГЛУБИНЕ ПОНИМАНИЯ

Внешний ум человека можно сравнить с механическим устройством, возможности которого определяются индивидуальной генетической программой. Любая информация, в какой бы форме она ни была, воспринимается умом в пределах его возможностей. Сам по себе ум не способен что-либо понимать, но он может заниматься анализом и синтезом в пределах возможностей своих программ, он может очень многое, но он не может понимать, то что воспринимает. Понимает истинный ум, принадлежащий центральному существу или Дживатману, потому что он является источником знания, а поверхностному уму доступна только информация. Восприятие внешнего мира одновременно  происходит как при помощи внешнего ума, ментальной, витальной и физической его частей, так и внутреннего – истинного ума. Поэтому, человек осознаёт не только процессы, происходящие в проявленном мире, но и понимает их смысл и их предназначение. Между истинным умом и поверхностным умом человека или между знаниями и информацией существует несколько уровней, которые для различных людей не одинаково доступны. В связи с этим глубина понимания того, что человек воспринимает, не одинакова для различных людей.

И, кроме того, истинный ум в значительной мере влияет на словарный запас человека. Это связано с тем, что человек обычно не использует слова и выражения, не понятные ему, а механическая память, опять-таки, не у всех людей одинаково хорошо выражена. Отсюда понятна важность значения истинного ума в интеллекте человека. И, возможно, умный человек – это тот, у которого истинный ум выражен в большей степени, чем у людей, опирающихся в своей жизни на рациональный внешний ум.

Можно подумать, что такое деление на мудрых, умных и не очень умных – фатально. И тогда табели о рангах следует считать окончательно сформированными? Это не совсем так, хотя если ничего не предпринимать, то всё останется неизменным – умные останутся умными, а глупые – глупыми. Но если умные будут пользоваться шаблонами, которые им навязываются средствами массовой информации и, в связи с этим, не будут нуждаться в понимании чего бы то ни было, то, разумеется, их умственный потенциал будет падать.

Обратите внимание, те люди, которые предпочитают слушать аудиозаписи текстов, но не читать, отстают по уровню интеллекта от любителей чтения. И причина проста: слушатели текстов пассивны, они следуют за потоком слов, не задерживаясь на тех частях текста, которые требуют более глубокого внимания, необходимого для осмысления того, что они слушают. Чтение никогда не бывает равномерным, потому что в нём всегда есть те части, которые содержат в себе основную мысль, и на этих частях скорость чтения замедляется, потому что требуется понимание сути того, что прочитано. В это время происходит углубление внимания человека, которое приходит в более или менее глубокое объединение с истинным умом, который содержит в себе понимание того, что было прочитано. И если это делается систематически, что бывает часто у любителей чтения серьёзной (не бульварной) литературы, то у человека в таких случаях формируется общее поле, в котором информация и понимание её становятся одни м целым. Можно сказать, что от такого чтения человек становится умнее.

Умный читатель уже может догадаться, как при помощи чтения можно сделать себя ещё умнее. Правда, чтение поверхностной литературы, в которых сюжет построен на витальных взаимоотношениях людей, может сделать читателя таким же поверхностным, как и автор этих произведений.

У людей есть одна особенность – им нравится то, что созвучно им. Они читают те книги, содержание которых созвучно им, предпочитают быть «такими, как все», так как это созвучно им, они относятся к реальности мира так, как это созвучно им. И это постоянное стремление к созвучию, ради собственного комфорта, безопасности, гарантированности, стремление ничего не менять, если это будет требовать усилий с их стороны, а если повезёт, то и устроиться на шее других людей, которые, желательно, обеспечивали бы их благополучие в течение всей их жизни. Это обыватели-паразиты, в противоположность обывателям-трудоголикам и обывателям-рабам. Такой тип обывателя характерен своей философией и своим мировоззрением, оправдывающим их паразитический способ существования. Их вполне устраивает их способ бытия и их философия с элементами мании собственной значимости. Они считают себя вполне самодостаточными, чтобы не думать о каком-то ещё большем совершенстве. Но есть люди, которых к сожалению, меньшинство, постоянно стремящиеся к всё большему совершенству, которые не могут насытить свою жажду знаний. Эти люди не страдают манией собственной значимости, потому что они никогда не смогут достичь своей полноты и стать полностью самодостаточными, их стремлению к знанию нет пределов. Для них можно предложить упражнения, которые сделают их ум более совершенным, а их понимание реальности мира, более глубоким.

Любые произведения, будет ли это текстовый материал, музыка, изобразительное искусство и т.п. всегда содержит в себе отражение человеческой личности. Если человек высоко духовный, то в любых его произведениях будет отражена какая-то часть его духовности, а обыватель в любую свою деятельность вносит дух обывателя. Человек, пользующийся этими произведениями или объектами на подсознательном уровне, обязательно воспринимает это отражение и попадает под его влияние, а в дальнейшем и трансформируется в соответствии с этим влиянием. Если бы человек осознавал эти влияния, то он мог бы усилить те из них, которые носят позитивный характер и нейтрализовать влияния негативные. Рассмотрим один из способов, который позволит нам в значительной степени увеличить нашу способность к пониманию и приблизит нас к сути того, с чем мы взаимодействуем. Рассмотрим это на примере читаемого нами какого-то текста.

Прочтите один абзац. Скажите одним предложением, о чём в этом абзаце написано. И так абзац за абзацем прочтите одну главу, каждый раз стремясь понять и выразить в одном предложении, что в каждом абзаце было сказано. Когда будет прочтена одна глава – очень коротко своими словами скажите, какую мысль выразил автор в этой главе. Затем переходите к второй главе и по прежней методике прочитайте и её. Когда закончите всю книгу, то коротко скажите, что хотел автор сказать в ней.

Различные авторы стремятся выразить в словах тот уровень реальности мира, который соответствует глубине их разума, что во многом зависит от степени единства их внешнего ума с умом истинным. Поэтому у таких авторов, как Шри Ауробиндо тексты содержат глубочайший смысл, который не будет понятен человеку, пользующимся только внешним умом. Но при внимательном чтении с целью понять, познать весь глубинный смысл какой-либо работы Шри Ауробиндо у человека постепенно будет формироваться связь внешнего поверхностного ума с умом глубинным-истинным, который не пользуется словами, но оперирует знаниями.