ИДЕЯ РАБСТВА

Манкурт – это совершенный раб, потому что у него нет ни прошлого, ни будущего. У него нет никаких желаний и даже побуждений, кроме жизненно необходимых, без которых человек просто умрет. Манкурт не выбирает, потому чтобы стал возможным выбор необходим опыт прошлого, а у него нет этого прошлого. У манкурта нет будущего, поэтому он полностью согласен с волей своего хозяина. Если людей лишить героического прошлого их истории, то у них не будет ни высоких идеалов, ни благородства, ни уважения к своему народу. Если людей лишить будущего, вместо которого предоставить им полную неопределенность, то у человека исчезнет стимул трудиться и продлевать свой род. Это приведет не только к вымиранию народа, но к полному безразличию к его и своей судьбе. И тогда человек будет жить ради «хлеба и зрелищ», а для этого совсем не обязательно трудиться, можно для этой цели деньги добывать взятками, грабежами и насилием.

На другом полюсе находится полностью свободный человек. Здесь под свободой понимается осознанная независимость от всевозможных влияний низшей природы, когда человек имеет возможность предпочитать одно влияние другому. Хотя и это является только частью свободы, потому что человек должен иметь свою цель или, другими словами, направление, в котором он осознанно следует. Тогда можно сказать, что человек несвободен от своей цели. Но это не так, потому что цель является реализацией смысла жизни человека, даже если эта цель близкая, потому что любая даже самая большая цель состоит из небольших её частей и, кроме того, сознательно выбранная цель всегда предпочтительна по сравнению со всеми другими направлениями.

Далеко не все рабы древнего Рима или Египта были действительно рабами. Некоторые из них были только внешне ограничены в своих действиях и вынуждены были делать то, что необходимо их господам, но не им самим, хотя внутренне они были свободны.  Если раб – это человек, который является частной собственностью другого человека или системы, имеющей право на его личность, труд и имущество, тот, кто лишен свободы действий в силу своей зависимости, не получают доли из продукта, который он производит, а только содержится своим владельцем, как может содержаться домашний скот, то тогда мы все рабы. Ни один из олигархов не будет делиться со своими работниками, создающими продукт своими прибылями, но только как животных – содержать их, назначая им содержание – зарплату. И не только олигарх, но и любой собственник. Таким образом, социальная история человечества сделала круг в своей спирали развития и снова вернулась к рабовладельческому строю, который в современном мире называется капитализмом, а управление – демократией.

Свобода может быть только в Боге. И под ней совсем не имеется в виду независимость, но состояние. Когда мы приближаемся к Божественному, то начинают теряться все формы и становятся невозможными определения – вечность перестает быть временем, пространство теряет свою протяженность, жизнь перестает быть процессом, любовь перестает быть влечением одного человека к другому, а свобода перестает быть освобождением от зависимости.