Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РАСКРОЙ В СЕБЕ БОГА

--

Бог первым идёт на встречу с человеком. До первого шага, который делает Бог, человек не знает Бога, хотя, возможно, он о Нём много слышал и читал. Это всё равно, что слышать и читать о заморских странах, но истинное знание о них можно получить только тогда, когда побываешь в них и изучишь их. Если бы Бог первым не сделал шаг навстречу человеку, то человек не знал бы, где искать Бога. У человека никогда не возникнет желание что-либо делать, или что-либо знать, если у него не появится соответствующее побуждение.  Даже определённое отношение к реальности мира и к самому себе у человека возникает после появления в нём  соответствующего побуждения. Побуждение к познанию реальности мира и самого себя, почти всегда опирается на определённые эмоциональные состояния, которые человек, часто, не осознаёт, потому что они подсознательны, и он осознаёт только последнее звено этой цепочки состояний – их реализацию, считая, что совершаемые им направленные усилия, он инициировал сам, по собственной воле. Когда Бог в человеке обращает его внимание на самого себя, направляя человека на путь самопознания, то человек, по привычке, присваивает и это побуждение, хотя в действительности побуждение инициируется тем, кто находится позади него. Можно сказать, что человек воспринимает только поверхность глубинных процессов, происходящих в нём, которые он в большей своей части не осознаёт. Не осознаёт он и те силы, которые управляют этими процессами, и цели этих сил. Но так как эти силы проявляют себя на различных уровнях человеческого существа, то человек всё происходящее внутри его самого, присваивает, считая, что это он чего-то хочет или, напротив, отвергает; он к чему-то стремится, или чего-то избегает. И когда однажды Бог проявится в нём, призывая его на внутренний путь, ведущий к бесконечному совершенству, то и это проявление Бога человек так же присваивает, считая, что это он сам стремится познать то, что прежде было для него безразличным, или даже отвергаемым.

Направляя своё внутреннее внимание на различные эмоциональные состояния и побуждения, которые он переживает, человек этим самым вводит в познаваемые состояния своё сознание и, таким образом, делает прежде неосознаваемые уровни своего подсознания всё более и более осознаваемыми. Шри Ауробиндо говорил: «Исследуйте себя беспощадно» и духовный искатель, исследуя себя, этим самым делает неосознаваемое прежде пространство внутри себя, осознаваемым. Благодаря этому для него становятся доступными всё более глубокие уровни бессознательного. Это подобно работе спелеологов, которые, исследуя пещеры, всё дальше и дальше проникают в непознанное. Но это только одна сторона познания непознанного, приближающая человека к  его истинному «Я». Есть и другая сторона, смысл которой заключается в том, что познавая всё более тонкие уровни подсознания и даже несознания, человек одновременно совершенствует познающую структуру своего сознания – «Свидетеля», который в будущем должен стать проводником не только влияний его истинного «Я», но и каналом, по которому сознание более высоких планов реальности будет нисходить в человеческое существо. Таким образом, исследование различных внутренних состояний не только даёт человеку знания об этих состояниях, и позволяет ему управлять ими, но и расширяет его сознание за счёт подсознательных областей и, этим самым, убирает препятствия на пути к своему истинному «Я». Кроме того, истинное «Я» человека, или Психическое существо», когда человек делает осознанные усилия, направленные на познание своих различных внутренних состояний, в свою очередь стремится навстречу усилиям, познающего себя человека. это встречное движение духовный искатель осознаёт как давление внутри грудной клетки, направленное изнутри вперёд. Очень часто такое давление сопровождается состоянием ананды.