Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СПЕКТР ВОЛИ

--

Божественная воля создаёт и удерживает в единстве всё сущее во Вселенной в её статике и динамике. Воля человека – это проявление его сознания, которое творит и удерживает в единстве не только физическое тело человека, но и различные грани человеческой личности, в том числе и его творческий поток, сохраняя его направленность и содержание. Есть два потока намерения, идущих сквозь друг друга в противоположных направлениях. Различные части человеческого существа подсоединены как к одному, так и к другому потокам. Один из них – восходящий, идущий в направлении бесконечного совершенства. Другой – нисходящий, содержащий в себе всё, что препятствует совершенству. Эти два потока намерения в своей основе имеют две противоположные силы, одну из которых человек называет Богом, а другую – Дьяволом. Здесь следует отметить, что восходящий и нисходящий потоки зависят друг от друга и могут существовать только до тех пор, пока они вместе. Действительно, восходящий поток намерения может сохранять своё направление только тогда, когда нисходящий поток возьмёт из него то, что мешает его восхождению. В то же время и нисходящий поток намерения постоянно нуждается в пище, которую он может взять только в восходящем потоке намерения. Тогда эти два основных потоков намерения, один из которых мы называем Богом, а другой – Дьяволом, не являются ни Богом, и ни Дьяволом – это только две сознательные силы выполняющие работу Божественного, стоящего позади них и управляющего ими – можно сказать, что это две руки Бога. Но человеку привычно называть силу восходящего намерения Богом и силу нисходящего намерения Дьяволом, поэтому оставим пока названия восходящего и нисходящего потоков намерения прежними. Любое намерение сохраняет свою направленность и цель благодаря тому, что в нём всегда присутствует осознанная воля и знание средств, при помощи которых должна быть достигнута цель. Но одни и те же средства не могут быть эффективными при стремлении к цели, не имеющей своего конца. Истинной целью, не имеющей конца, является стремление к бесконечному Божественному совершенству. Эта истинная цель находится в восходящем потоке намерения. Но, так как нисходящий поток намерения, берёт своё начало в восходящем его потоке, то в нём так же отражается идея цели, не имеющей своего конца, но отражается она в извращённом виде. Например, она может проявляться в накоплении богатства, в стремлениях к власти, в проявлениях жестокости, в стремлениях к удовольствиям, в различного рода увлечениях. Эта идея может проявляться и в состояниях неудовлетворённости своей значимостью, что может привести к зависти, в состояниях неудовлетворённости отношений, и это может породить в человеке неконтролируемую ревность. И если внимательно исследовать все эти стремления и состояния, то можно увидеть, что в их основе лежит гордыня, не имеющая пределов.

Здесь, у человека может возникнуть идея, что если восходящий и нисходящий потоки намерения – это две руки Бога, то не всё ли равно какой поток человек будет обслуживать, так или иначе, он будет выполнять Божественную работу. Не всё равно, так как всё сущее, находящееся в этих двух потоках намерения, имеет тот уровень сознания, который соответствует выполняемой ими работе. Они не ведают истинных замыслов Божественного, находящегося позади восходящего и нисходящего потоков. Силы нисходящего потока намерения, которых люди называют тёмными или сатанинскими силами, считают, что они любыми способами должны вызывать в человеке состояния, имеющие низкие вибрации, потому что благодаря этому, они могут получать от человека себе в пищу энергии, пригодные этим силам для внутреннего употребления. Но для этого они должны всячески соблазнять человека, и подвергать его всевозможным искушениям. Воля тёмных сил в их стремлении всячески искушать человека, непоколебима, но им не ведомо, что человек, избравший для себя путь, принадлежащий восходящему потоку намерения, благодаря их соблазнам, способен осознавать внутри себя те проявления низшей природы, которые препятствуют его  стремлению к совершенству, и отвергать их. Но даже если бы эти силы знали, что человек, пользуясь их влиянием на него, поднимается на недоступную для них высоту, то и тогда они ничего бы не смогли изменить, потому что есть то хочется. И отсюда понятно, что тёмные силы, не ведая этого, помогают человеку очиститься от всего, что препятствует восхождению его сознания.

Восходящий и нисходящий потоки намерения проходят через каждого человека, и духовный искатель может только тогда осознать в «здесь и сейчас» различные внутренние состояния, вызванные низшими силами, когда в нём будет преобладать по своей интенсивности восходящий поток намерения. Дело в том, что «Свидетель» может быть сформирован только в восходящем потоке намерения. Человек может вспомнить те состояния, которые он переживал, и тогда это будут только воспоминания. В отличие от них наблюдения или свидетельствования в «здесь и сейчас» не являются воспоминаниями, так как человек прикасается к исследуемым состояниям своим вниманием. При этом, внимание человека, являясь функцией его сознания, взаимодействует с осознаваемым состоянием и в значительной мере трансформирует его. И, кроме того, более высокое сознание через канал своего внимания способно осознать все грани или особенности того состояния, на которое оно направлено, что имеет решающее значение на формирование «Свидетеля». Здесь имеется в виду восприимчивость «Свидетеля», в котором формируются при этом те грани, которые способны воспринимать самые тонкие отличия различных частей спектра исследуемого состояния. У «Свидетеля», кроме того есть ещё одно очень важное отличие от того, что он исследует: воля «Свидетеля» всегда преобладает над волей того, что он исследует, поэтому, человек осознающий любую эмоцию или эмоциональное состояние с позиции «Свидетеля» никогда не будет захвачен теми состояниями, которые он исследует. «Свидетель», формирующийся в сознании человека, является представителем Психического существа или истинного «Я» человека. И если вначале его формирования человек осознаёт «Свидетеля» позади головы, то в дальнейшем, по мере его роста, человек может осознавать его уже в грудной клетке позади грудины. И тогда становятся понятными слова Шри Ауробиндо, когда он говорил, что человек, идущий духовным путём, должен «жить изнутри». «Жить изнутри» – это значит постоянно находиться в состоянии покоя, потому что «Свидетель» имеет более высокую частоту вибраций, чем та, которая присуща этому миру значимостей. И, кроме того, каждый объект внешнего мира и любые взаимодействия человека с реальностью этого мира обязательно вызывают в человеке ответную эмоциональную реакцию. Обычно люди этого не замечают, потому что для них более важным является содержание отношений и значение объектов, с которыми человек общается. И если человек, находясь на позиции «Свидетеля» не захватывается внешними влияниями, то они, эти влияния, не могут навязать ему свою волю и захватить его. И, кроме того, что очень важно, человек, взаимодействующий с внешним миром, когда он опирается на своё сердце, относится более трезво к окружающей его реальности и, кроме того, при взаимодействии с внешним миром духовный искатель находится на позиции сострадания, но не выгоды или личной значимости. Позиция сострадания в отличие от позиции личной значимости объединяет людей в их высших проявлениях, побуждая к раскрытию в них высоких человеческих качеств. В то же время позиция индивидуальной значимости при общении людей друг с другом раскрывает в них всевозможные качества, в основе которых лежит человеческое эго и принцип разделения.

Когда мы говорим о воле, то помним, что воля – это организованная сознанием энергия, имеющая определённую направленность. В человеке воля проявляется одновременно на нескольких уровнях. Сознание клеток использует энергию-волю для сохранения направленности внутриклеточных процессов и единство клеточных объединений. Сознание органов определяет и удерживает направление их специфической деятельности. Сознание физического тела использует энергию воли для сохранения физического существования тела. Энергия сознания-воли объединяет и управляет витальным и ментальным телами и, кроме этого энергия сознания-воли используется человеком по своему усмотрению при взаимодействии с реальностью мира и направленной внутренней работы.

Если изначально под волей понимается неорганизованная энергия, то в дальнейшем сознание, начиная с клеточного уровня, и кончая уровнем ментальным, структурировало энергию воли, сделав её сознательной в соответствии с её уровнем. Та часть сознательной энергии-воли, которая находится выше ментального уровня, и которую человек может использовать по своему усмотрению, является местом формирования «Свидетеля», который, имея свою энергию воли, способен влиять на все проявления воли более низких частей её спектра. И, кроме того, сознание-воля «Свидетеля» может направлять своё внимание не только в низшие части спектра сознания-воли, но и в сторону более высоких планов сознания. Благодаря этому «Свидетель» является крайне необходимым во внутренней работе человека, без которого никакая духовная работа не может быть сделана. Сформированный «Свидетель» не остаётся неизменным в процессе внутренней работы духовного искателя – во-первых, он постепенно врастает во все более низкие части спектра сознания-воли и берёт на себя управление ими и в то же время не подменяет их. Во-вторых, «Свидетель» поднимается в более высокие планы сознания, в соответствии с уровнем которых постепенно трансформирует более низкие части спектра сознания-воли, подготавливая их к нисхождению более высокого сознания-воли. Без такого рода движения «Свидетеля» невозможна трансформация сознания всех частей спектра человеческого существа.

У людей с недостатком энергии сознания-воли, всегда есть стремление находиться рядом с тем человеком, у которого энергии сознания-воли с избытком. И это может быть совсем не связано с заимствованием энергии у тех, кто имеет её избыток. Такие люди, находясь в избыточном поле энергии сознания-воли другого человека, не осознавая этого, в силу индукции, настраиваются на упорядоченность сознания-энергии другого человека. это ведёт к тому, что они сами становятся более упорядоченными и целеустремленными, по сравнению с тем, какими они могли быть в других обстоятельствах. Люди, имеющие избыточную упорядоченную энергию-сознание, легко становятся неформальными лидерами каких-то объединений, генераторами идей, способных захватить многие человеческие умы. Обычно такие люди относятся к многогранным творческим натурам, но, будучи захваченными какой-то одной идеей, и предпочитая её другим, они в какой-то степени могут потерять значительную часть своей многогранности.

Каждая грань человеческой личности может представлять собой отдельную самостоятельную личность со своей волей, предпочтениями, и своим взглядом на реальность мира. Но среди всех граней личности всегда есть какая-то одна грань, представляющая собой доминирующую субличность, от которой во многом зависят предпочтения других субличностей. Чаще всего такой доминирующей субличностью становится та из граней индивидуальности человека, которая, которая прежде была наиболее часто востребована. Существует простой способ определения многогранности человеческой личности. вы предлагаете человеку какой-то определённый текст, содержащий в себе определённый смысл. И после его прочтения предлагаете определить его суть. В следующий раз вы вновь предлагаете прочитать этот текст и сказать своё мнение о его содержании. Человек примитивный при новом прочтении не найдёт в тексте ничего нового, потому что с одним и тем же текстом знакомилась одна и та же его субличность. Многогранный человек, если на переднем плане у него в этот период будет находится другая субличность, будет читать этот же самый текст, как нечто новое, в котором он может найти новый смысл.