Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СПЕКТР ПОНИМАНИЯ

--

Когда мы говорим о спектре чего бы то ни было, мы всегда говорим о противоположностях, которые находятся на краях этого спектра. Спектр понимания – на самом деле – это спектр созвучия, в верхней части которого наблюдается относительно полный резонанс, в то же время в нижней части этого спектра никакого  созвучия нет. Следовательно, когда человек понимает собеседника, понимает содержание текста смысл события, понимает смысл и предназначение своего собственного существования и т.п., то это означает, что в нём эта информация или эти знания уже существуют. И когда влияния извне пришли к человеку, они вызвали ответное звучание тех знаний в нём, которые подобны этим внешним влияниям. Это может быть только так, иначе никакого созвучия не будет. Это подсказывает нам мысль, что наша Вселенная действительно содержит в себе голографический принцип, и каждый человек уже содержит в себе всю реальность мира, иначе, как он может быть созвучен этому миру. Но, кажется странным, если каждый человек, отражает в себе всю реальность мироздания, то почему не все в одинаковой степени созвучны одним и тем же влияниям? И ещё вопрос: нужно ли человеку учиться чему-либо, если он содержит в себе все знания Вселенной – он же голографический отпечаток всей реальности мира? И, кроме того, время во Вселенной так же содержит в себе голографический принцип, поэтому в каждом его мгновении содержится всё прошлое и всё будущее. И зная всё это можно придти к неутешительном выводу – все наши усилия, направленные на выживание, стремление к тому, чтобы сделать правильный выбор (направо пойдёшь… налево пойдёшь…) – иначе всё будет плохо или очень плохо, стремление к богатству, значимости и власти – это всё абсурдно. Бог играет с человечеством в какую-то странную игру. Если всё существует в каждом мгновении, то будущее каждого человека, направление каждого его выбора уже существует. Человек думает, что он что-то выбирает, но это не так, это только иллюзия выбора. Каждый человек находится в узком коридоре своей судьбы, которая ведёт его от рождения и до смерти. Человека можно сравнить с куклой в кукольном театре, которая не знает, что ею управляет кукловод. Не ведая этого, она присваивает себе всё, что делает кукловод, но не она сама. Она планирует своё будущее, мечтает о собственной значимости, и ещё о многом другом. Она жаждет счастья, благополучия, живёт так, как будто она бессмертна, тратит своё время на пустяки, считая их важными, требует к себе уважения и признательности, хочет, чтобы её уважали, только за то, что она называется человеком, а не унижали жалостью (вспомним монолог Сатина из пьесы Горького «На дне». Но всё, что имеет своё начало, имеет и свой конец, а стремления и надежды только заполняют этот промежуток времени. И однажды будет финиш, к которому мы шли всю нашу долгую или короткую жизнь, но финиш обязательный, потому что «Аннушка уже разлила масло» и Берлиозу трамвай отрежет голову. В мире ничего случайного не бывает. Всё происходит в своё время. И, когда мы читаем катрены Нострадамуса, предсказания Кейси, пророчества монаха Авеля или болгарской провидицы Ванги, которые говорили о судьбах многих народов и отдельных людей, то это для непредвзятого человека является свидетельством, что в мироздании в свёрнутом виде всё уже есть, и реальность, проходя через точку «здесь и сейчас», развёртывается в проявленные события своего времени. Никакие предсказания невозможны, если будущее не присутствует в «здесь и сейчас». Тогда его просто нет и будущее может быть каким угодно. Но с этим трудно согласиться, так как в таком случае общая направленность эволюции человека и других форм жизни на Земле исчезнет и постепенно на нашей планете воцариться хаос. Общая направленность существует и во всём мироздании, и чтобы она сохранилась, необходима общая гармония всех процессов, протекающих в нём.

Нильс Бор, один из физиков, исследующих реальность мироздания на квантовом уровне, однажды сказал, что существуют ещё более тонкая субквантовая реальность, представляющая собой бесконечный океан энергии, одним из проявлений которой является сознание. Все элементы, из которых состоит проявленный мир – это только комплексы вихрей в океане энергии. Но так как энергия субатомной реальности одновременно проявляет себя как сознание, тогда мы должны думать, что вся материальная реальность нашего проявленного мира так же сознательна. Правда, при этом мы должны знать, что сознание так же имеет свой спектр. И есть те уровни этого спектра, сознание которых близко к полной бессознательности. И в то же время есть высочайшие проявления этого спектра, сознание которого мы называем Божественным. Тогда Универсум, или наша мультивселенная, может рассматриваться, как единый океан сознания, который восточные мистики называют Богом или Брамой. 

Мы говорили о голографическом принципе устройства мироздания, и что человек, являясь частью мироздания, содержит в себе всю его реальность. Тогда бессмысленным становится стремление человека к знаниям, так как все бесконечные знания каждый человек уже содержит в себе. И не имеет смысла делать какой-либо выбор и планировать своё будущее, если оно уже существует в «здесь и сейчас». И тогда человек может существовать, как животное – есть, пить, спасаться от хищников и от непогоды, рожать детей и получать удовольствия. Помните, как у Горького в «Песне о соколе» – летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будут.

Но всё не так фатально, потому что человек содержит в себе всю Вселенную, все знания и все возможности – потенциально. Действительно, он уже содержит в себе всё мыслимое и даже немыслимое, потому что реально он является космическим существом, но потенциально. В нём всё уже есть, но в скрытом состоянии, и человек должен приложить направленные усилия, чтобы эти возможности были открыты. По-другому никак нельзя, сами они не раскроются. Но для того, чтобы человек совершал направленные усилия, необходимы соответствующие побуждения, и, конечно же, предпочтения, которые и определяют направленность усилий человека. Следовательно, если будущее человека уже предопределено, и побуждения и предпочтения ведут человека к этому будущему, то кто формирует эти побуждения и предпочтения? Когда человек говорит, что он предпочитает одно другому, то, разумеется, мы можем спросить его, что является причиной его предпочтений? Можно утверждать, что внешние обстоятельства формируют и предпочтения и побуждения, но если докапываться до их действительного источника, то им окажется или человеческое эго или же его сердце, которое побуждает человека действовать из сострадания, из справедливости, из чувства патриотизма. Если в основе побуждений и предпочтений человека находится его эго, то в таких случаях человек стремится что-то делать для себя. Если же в основе предпочтений и побуждений лежит его сердце, то тогда действия человека направлены на благо других людей или даже на благо всего своего народа, и в то же время это благо не отбирается у других людей или народов.

И, кажется, что человека по жизни ведёт его судьба, пользуясь для этого человеческим эго или его истинным сердцем. Правда, у человека ещё есть инстинкты, определяющие активность его животной части, но и они в значительной своей части обслуживают человеческое эго.

Всё, что мы рассмотрели здесь, ещё не делает из человека сознательного существа. Пока это манкурт, не имеющий собственной воли и собственного намерения. Действительно, судьба человека уже определена заранее, и человек не волен избрать для себя другую судьбу. При этом побуждения и предпочтения, которые определяются его эго или же истинным сердцем, выбирают для него те направления социальной активности, которые соответствуют его предопределению, и к этому следует добавить ещё инстинкты, определяющие его животные влечения. И всё? а почему тогда человека называют разумным существом? И где у него при этом сознательная воля? Если говорить о намерении, то это будет скорее не намерение человека, а намерение его судьбы. Возможно, было бы правильным, если бы намерения человека соответствовали намерению его судьбы, потому что намерение судьбы входит в общий поток намерения всего человечества, определяемое Божественным.

Человек, будучи разумным существом, способен не только осознавать в себе предпочтения и побуждения, но и понимать для чего они проявляются в нём. И если в человеке преобладают влияния его истинного сердца, создающие побуждения и предпочтения, соответствующие путям восхождения сознания, то такой человек испытывает благодарность Божественному за его милость и постоянное водительство на внутреннем пути. Но если преобладает эго, то его предпочтения и побуждения будут связаны только с этим материальным миром значимостей и основной их целью будет материальный успех, выгода, власть и удовольствия. И ещё для эго важно разобщение людей, потому что в этом случае человек попадает под его полную власть.

Не каждый человек способен осознавать в себе активность сил, которые, кажется, противостоят друг другу, но если в потоке его судьбы сердце однажды будет преобладать над другими деструктивными силами, то под его влиянием в человеке откроются те возможности, которые дадут начало его бесконечному пути самопознания. Когда Сократ сказал: «Познай самого себя», то в те времена мало кто понял, что Сократ предлагал познать всю Вселенную или познать Бога. Познать самого себя – это открыть в себе Бога и при этом осознать своё единство с ним. Можно сказать, что познание всегда ведёт к знаниям, а знания рождают в человеке понимание, которое в свою очередь ведёт к согласию или несогласию в зависимости от того, куда ведут знания. Согласие – это всегда открытость тому, с чем человек согласен, а открытость всегда ведёт к созвучию и единству. Человек многогранное существо, и любая из граней его личности может быть созвучна каким-то влияниям этого мира, и быть единой с ними. Это в свою очередь ведёт к знаниям, уровень которых зависит от зрелости этой грани личности и её предпочтений. У каждого человека свои индивидуальные характеристики граней личности, отсюда и знания, и понимание предназначения раскрывшихся знаний у различных людей неодинаковы.