Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЛЛЮЗИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА

--

Наш человеческий мир полон иллюзий, которые люди или принимают за реальность, а если это невозможно, то отвергают их, или вообще не замечают, что такие иллюзии существуют. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них и, возможно, начнём с библейского творения человека. Всезнающий и всеведущий Бог сотворил Адама и Еву и запретил им есть плоды с «древа познания добра и зла». А для чего тогда он посадил это дерево в раю? Он, всеведущий, хорошо знал несовершенство своего творения, так как он сотворил его по образу и подобию своему. Он не мог не знать, что дьявол соблазнит Еву и она съест запретный плод и угостит им своего мужа. Ведь «запретный плод сладок». И, обратите внимание, плод «древа познания добра и зла» пробудил в людях стремление к знанию. И высочайшее современное искусство, и глубочайшие научные открытия, в своих истоках содержат в себе первородный грех. Стремление к знанию – божественный дар, поднимающий человека до звёзд, как это ни парадоксально, является производным первородного греха. Ветхий завет писался 15 веков – с 13 века до нашей эры и по 2-й век нашей эры. И основой для составления Ветхого завета являлись мифы Шумеров, живших в 3-м тысячелетии до нашей эры, задолго до появления в ближневосточном регионе, ныне Палестине, «Избранного народа».

Конечно, здесь у людей может возникнуть вопрос: «а какое отношение к иллюзии имеет первородный грех»? Если походить к идее иллюзии формально, то иллюзия – это обман чувств, фантом, нечто необычное, химера. Можно сказать, что иллюзия – это некая маска, скрывающая или деформирующая истину, или намерение. Народам могут предлагать их иллюзорную историю, иллюзорные права, иллюзорную демократию и ещё множество других политических, социальных психологических и других иллюзий, и человек настолько привыкает к ним, что окружающая иллюзорная реальность принимается им за реальность действительную. И человек почти всегда не знает, какова же реальность подлинная. Как в реальном, так и в иллюзорном мире всё имеет свою цель и своё предназначение, и ничто не бывает случайным и не вовремя. Например, появление цветковых растений, и опыляющих их насекомых, возможно только одновременно, потому что они существовать друг без друга не могут. То же самое можно сказать и о хищниках, которые могут выжить только тогда, когда одновременно с ними будут существовать и их жертвы. И, кроме того, взаимодействие хищников и их жертв делает их более совершенными. Человек тоже должен иметь своё предназначение, которое должно быть отличным от животных, потому что он человек, и это предназначение так же должно делать человека более совершенным. Но напутствия сделанные людям, спасшимся от потопа: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» не предусматривали человеческого совершенствования. В этих напутствиях человеку была отведена роль суперхищника: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные и все птицы небесные, и всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они…». В этом напутствии нет ничего о сострадании и заботе, о природе и братьях наших меньших.

Чем в действительности является человек, можно представить только тогда, когда мы будем знать его истинное предназначение. Но любые человеческие знания относительны. Когда-то опорой для науки служила механика Ньютона, отвечавшая на те вопросы о физической реальности мира, которые к тому времени накопились в головах учёных. Со временем, появилось множество других вопросов, на которые ответы механика Ньютона дать на могла, и тогда появилась квантовая механика. На вопрос, каково человеческое предназначение, так же нет какого-то одного определённого ответа. Господин считает, что человек должен обслуживать его, и поэтому его предназначение – быть рабом. Бизнесмен уверен, что человек должен обеспечивать ему бизнес, а могильный червь считает человека своей пищей. А вот для людей типа Сатина, из пьесы Горького – «На дне», у человека вообще нет никакого предназначения, он должен гордиться собой уж только за то, что он есть, и не позволять никому унижать его жалостью. Но такого не может быть, чтобы человек возник просто так, ни для чего. Если мы не знаем предназначение чего-то, то это не означает, что его нет. Можно попытаться выделить в человеке те его качества или особенности, которые присущи только человеку, возможно, они и подскажут действительное предназначение человека. И, ещё, мы должны принимать во внимание те качества человека, которые не являются для него жизненно необходимыми, но нередко, могут служить опорой в его существовании. Примером этому может быть поиск человеком «смысла жизни», и это может касаться не только обездоленного, но и человека, вполне успешного. При этом мы не должны учитывать те его возможности, которые присущи другим живым существам, например, приматам.

Первое и наиболее важное качество, присущее только человеку, является его способность к самоосознанию, самоисследованию. Уже одно это говорит о том, что  способность человека к самоисследованию своего внутреннего мира имеет определённую цель, в корне отличающуюся от целей всех других живых существ, обитающих на Земле. Для успешного выживания обезьяны или буйвола такая способность, как пятое колесо к телеге, совершенно ни к чему. И, кроме того, способность человека к абстрактному мышлению и соответствующей ему деятельности, не имеющая отношения к физическому выживанию человека, как вида, так же наводит на мысль, что человек – это не просто разумное животное, а существо, имеющее предназначение, отличное от животных. Да, конечно, в человеке есть некоторые проявления, характерные для животных – ему надо питаться и размножаться, чтобы выжить, но человек живёт не для того, чтобы есть, а ест не для того чтобы жить, ему жизнь нужна для чего-то значительно большего, чем просто существование в своё удовольствие. Человек ещё и творческое существо, и он творит совсем не для улучшения своего пищеварения, и не может не творить, потому что его душа требует этого.

«Человек произошёл от обезьяны» – пишет Дарвин. «Труд создал человека» – утверждает Фридрих Энгельс. А как же морская цивилизация разумных дельфинов, способных обучаться так же быстро, как и человек. В дельфиньем языке не одна тысяча слов и детей своих они называют по имени, которое дают им при рождении, и это имя они носят до самой своей смерти. Головной мозг дельфинов значительно превосходит по размерам и по сложности своей структуры мозг человека. И что могут по этому поводу сказать дарвинисты и те, которые согласны с утверждением Энгельса, что труд создал человека? В природе есть множество фактов разумного поведения живых существ, даже растений, которые невозможно объяснить инстинктами или трудом. Для своего существования они получают из информационного поля Земли необходимую информацию, и следуя ей, выживают там, где, казалось бы, выжить невозможно. Приведём здесь несколько примеров. В Алма-Ате в лаборатории профессора Инюшина защищена кандидатская диссертация, посвящённая разумной реакции деревьев на полчища гусениц. Погибающие деревья каким-то образом сообщили своим собратьям о постигшем их стихийном бедствии и при этом даже передали информацию об уязвимых местах этих гусениц. И когда пожирающая всё на своём пути лавина гусениц достигла предупреждённых о бедствии деревьев, то они к этому времени успели создать в себе ядовитое вещество, которое убивало ненасытных насекомых. На этом трагедия зелёного леса закончилась. Удивительно поведение муравьёв, которое одним инстинктом объяснить невозможно: они пасут тлей, выращивают грибы, в случае опасности жертвуют своей жизнью ради спасения всей популяции муравьёв. Они могут воевать с соседними муравейниками, брать их население в плен и делать из них рабов и во многих сложных ситуациях поступают вполне разумно, хотя мозгов у них нет и думать им нечем, разве что нервной цепочкой, которая делает в их голове петельку. Но, всё это они могут, когда их определённое количество. Если же муравьиное население уменьшается и становится ниже черты необходимости, муравьи, даже при обилии пищи, погибают. Можно сказать, что муравейник – это единый организм, клетками тела которого являются муравьи. И каждая разновидность муравьёв имеет свои характерные особенности. Например, красные муравьи склонны к грабежам и порабощениям других муравьёв. Этот принцип супериндивидуальности, состоящий из многих более мелких индивидуальностей, характерен для всех коллективных или стадных существ. И когда мы говорим, что человек социальное существо, то опять-таки имеем в виду его стадность. При этом, каждое социальное сообщество имеет свои национальные психологические особенности (см. пример с красными и чёрными муравьями). И это не имеет никакого отношения к национальному неравенству, просто мы все разные. Это можно сравнить с пазлами, которые все разные, но вместе составляют определённую картину. И здесь мы снова встречаемся с иллюзиями, но уже отношений, иллюзиями значимости. Каждый народ хочет быть более значимым и создаёт свою мифическую историю, в которой каждая историческая личность – герой, и все действия такого народа, – какую бы цель они не содержали в себе, законны, обоснованы, и хороши. Но зато все остальные народы, которые не хотят оказываться на вторых ролях, неправы, агрессоры, нетолерантны и т. п. отношения у волка с ягнёнком из басни Крылова заканчивается всё просто: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» У людей всё значительно сложнее – надо налагать санкции, бряцать оружием, произносить длинные речи, чтобы все согласились с тем, что какой-то второсортный народ является исчадием ада, так как решил повысить свою сортность, отстоять свою значимость, не захотел быть покемоном. И когда, наконец, удаётся сделать из этого народа отбивную котлету, во тогда можно и съесть всё, что ему принадлежит, да и его в придачу. И всё это иллюзии, мимикрии, маски, позади которых истинное лицо и истинные намерения. Большинство людей пугаются этих иллюзий и масок, потому что они уже не способны отличать правду от лжи, иллюзию от реальности, они пугаются даже робких шагов, сделанных в направлении реальности, в сторону своего истинного предназначения. Они пугаются даже собственного мнения – «А как бы чего не вышло». И человек сам становится иллюзией, и чтобы не ошибиться стремится быть таким как все. Мне вспомнился один человек, который увидел себя во сне лохматым. Очень испугался, но когда посмотрел на жену и на ребёнка в кроватке, которые так же были лохматыми – успокоился.

Мы здесь рассмотрели только некоторые иллюзии, которые относятся к социальной и психологической стороне жизни и, поэтому, очевидны, и мы в них можем что-то изменить, но есть иллюзии, не поддающиеся никаким изменениям. Например, качественное разнообразие этого мира. Наше зрение, слух, обоняние, вкус обманывают нас. Всё, что мы видим, слышим, обоняем, испытываем на вкус – не существует, потому что реальная материя не имеет этих качеств. Есть только разнообразные по частоте и амплитуде вибрации, которыми заполнено пространство, и эти вибрации внутри нас создают адекватные им образы. В каждом живом организме есть программы, превращающие вибрации окружающего мира, в адекватные для него образы. Поэтому, пчела воспринимает мир не таким, каким воспринимает его человек. И, вообще любые формы жизни воспринимают реальность мира в соответствии со своими предназначениями. Жизнь на Земле можно рассматривать как некую мозаичную картину, отражающую в себе не только мироздание в его статике, но и в динамике его предназначения. Каждое живое существо точно соответствует своему месту в потоке эволюции сознания не только на Земле, но и во вселенной. Рассмотрим соответствие человека своему месту в этом космическом потоке. При этом, мы должны быть готовыми к тому, что реальность может оказаться совсем не такой, какая нам кажется, или какую мы привыкли воспринимать.