ЗНАЧЕНИЕ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Состояние человека определяется многими факторами. Наиболее значимыми из них являются уровень сознания, и мировоззрение, но оно может определяться и различными ситуациями, предполагаемым будущим прошлым как его самого, так и его народа, и, конечно же, физическим здоровьем человека.

Следует заметить, что состояния могут возникать непроизвольно, как результат влияния обстоятельств и тогда они почти всегда не имеют определенной структуры, без которой какие-либо направленные действия невозможны. Обычно человек не замечает, как возникают в нем такого рода состояния, и это одна из причин, почему они не имеют направленности. И могут быть состояния, которые человек создает с определенным намерением, формирующим направление предстоящей активности. Они уже изначально имеют определенную структуру, так как создаются для выполнения конкретной задачи. Такие состояния называются «состояниями готовности» и имеют большое значение в сознательной деятельности человека.

Говоря о состояниях, мы не обязательно имеем в виду что-то окрашенное эмоционально, хотя это во многих случаях так и есть, но есть и такие состояния, которые мы определяем словами: уверенность или неуверенность, возможность или невозможность, приятие чего-либо или неприятие, внутренняя собранность или же наоборот внутренняя неопределенность и др.

Когда мы говорим об аморфных состояниях, не имеющих определенной структуры, то они часто являются только переходными фазовыми состояниями. В самом начале после своего возникновения любые состояния аморфны и только со временем в некоторых из них появляется определенная структура, которая определяет готовность человека к конкретным действиям. Те состояния, которые определяют отношение человека к другим людям или вообще к окружающей его реальности, могут быть от начала и до конца бесструктурными, и в то же время служить своеобразной призмой, через которую, человек воспринимает окружающую его реальность и в соответствии с этим взаимодействует с ней.

По большому счету любые состояния аморфны ли они, или же имеют определенную структуру, потенциально уже изначально имеют качество, которое можно в общих чертах охарактеризовать как приятие или неприятие, и поэтому можно говорить, что состояния определяют отношение человека как к миру, так и к самому себе. Они влияют на выбор направления действия и на способ, которым это действие будет выполняться, они могут влиять на избирательность восприимчивости человека и на его способность к различению. Поэтому, когда мы говорим о предпочтениях человека, то должны помнить, что они во многом определяются состояниями, в которых он находился в какой-то конкретный период.

Внешний мир осознается как реальность только после того, как в человеческом существе будет построена копия обстоятельств, в которых человек находится. Если по каким-либо причинам эта копия не будет построена, или же построена слишком схематично, то для человека будет отсутствовать та реальность, перед которой он находится, или же человек перестанет узнавать ее, но скорее всего, он перестанет замечать её. Это же произойдет с ним самим, если в его уме будет отсутствовать модель или образ его тела. При этом у человека может возникнуть отчуждение частей тела. Например, он будет видеть свою руку, но утверждать, что она не принадлежит ему. Будет видеть в зеркале свое отражение, но не будет узнавать его, и утверждать при этом, что тот, кто находится в зеркале ему совершенно не знаком. Внутренний образ самого себя может быть искажен, и тогда психиатры найдут у такого больного нарушение схемы тела. Есть такая притча, хорошо иллюстрирующая важность внутреннего образа, который возникает у человека. Девушка находится на исповеди у батюшки и признается ему в одном из своих грехов, что она, находясь дома, много времени проводит у зеркала, любуясь собою. Она считает, что это большой грех, но не знает, как бороться с ним. Ей батюшка отвечает:

– Это не грех, дитя мое, а заблуждение.

Возможно, Нарцисс в действительности не так замечательно выглядел, как он считал, но что он мог поделать с собой, если его внутренний образ самого себя был так прекрасен!

Итак, состояние человека может влиять на восприятие внешнего мира и самого себя в нем, и, конечно же, определять направление активности человека в тех условиях, в которых он находится. Состояние – это некая внутренняя среда, которая оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения человека. И тогда у нас, естественно, возникает вопрос, какие обстоятельства определяют наше мировоззрение? И второе, как может мировоззрение повлиять на наше отношение к окружающей нас реальности? Рассмотрим некоторые из обстоятельств, которые в современном мире в значительной степени влияют на формировании человеческого мировоззрения. В этих обстоятельствах, возможно, наиболее важным является не то, что мы могли бы назвать фасадом реальности, а то, что скрыто позади этого фасада и кажется незаметным и почти что несуществующим. Разумеется,  различного рода влияния особенно эффективно воздействуют на тех, у которых еще не сформировано мировоззрение и еще не уравновешена эмоциональная система. Это в первую очередь молодежь, хотя и люди более старшего возраста, не имеющие устоявшегося мировоззрения, могут в значительной мере попасть под влияние обстоятельств и изменить свои взгляды на окружающую их реальность. Сегодня такими обстоятельствами, оказывающими интенсивное влияние на формирование сознания человека, является телевидение. Одной из причин его почти неотвратимого влияния на людей является его доступность. Доступность не только потому, что в каждой квартире есть телевизор, а еще и потому, что каждый человек может легко получить у экрана телевизора порцию эмоциональной пищи. Это приводит к дисбалансу физического и эмоционального равновесия. В дотелевизионную эпоху человеку для получения эмоциональной пищи требовались определенные физические усилия, которые и уравновешивали возникающие впоследствии эмоции. В случае с телевидением и всевозможными компьютерными играми это равновесие нарушилось и привело к своеобразной «наркомании», человек стал зависеть от телевизионных передач. Есть такое психическое расстройство, которое в западных странах называют шопингом, при нем люди ходят по различным магазинам, совсем не потому, что им что-то нужно купить, а потому что всевозможные товары в красочной упаковке вызывают у них определенные эмоциональные состояния. Некоторые из телезрителей любят смотреть всевозможные рекламы по телевидению. Это тот же самый шопинг, с той разницей, что ходить никуда не нужно. Но всем этим влияние телевидения на человеческое сознание не исчерпывается. Современная культура не только народов Европы, но и других стран, постепенно вытесняется поп-культурой, и это особенно интенсивно происходит в России. Поп-культура – это искусство, выстроенное из избитых штампов, которое не содержит в себе каких-либо художественных ценностей, но приносящее коммерческую прибыль, а это для современного человеческого общества, к сожалению, является самым главным. Но, поп-культура реализует себя не только на экранах телевизоров, но и  на сценах дворцов, театров, на подмостках открытой эстрады. Она завоевывает себе пространство в литературе, музыке, архитектуре, живописи, ей служат дизайнеры и кутюрье, она в виде изысканного сленга превращает человеческие языки в нечто примитивное, подчеркивая значимость всего низкого, очень часто непотребного. Человеческий разум, питаясь такого рода пищей, постепенно становится шаблонным, узким и неспособным ни к тонким восприятиям, ни к высоким переживаниям. Человеческие интересы становятся ограниченными и существуют только в пределах удовлетворения материальных благ и получения возможно большего количества удовольствий.