Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОСПИТАНИЕ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

--

Вначале необходимо определиться, для чего человеку нужна высокая восприимчивость. Существует много направлений деятельности человека, на которых высокая восприимчивость имеет большое значение. Возможно, она нужна для того, чтобы повысить свои экстрасенсорные способности, а может быть для того, чтобы быть более успешным в этом материальном мире, или же она необходима для восхождения сознания в духовной практике.

Без роста восприимчивости никакая духовная работа сделана быть не может. У каждого человека свои пороги восприимчивости, что связано со степенью раскрытия определенных возможностей. И чем выше пороги восприимчивости, тем ниже восприимчивость и наоборот. Есть еще одна особенность, от которой зависит степень восприимчивости – это интерес. Чем выше интерес, тем в большей мере выражена восприимчивость к объекту интереса. И, наконец, внимание – чем более устойчивым является внимание человека, тем выше его восприимчивость.

Пути развития восприимчивости, в зависимости от её предназначения – не одинаковы. Здесь мы будем говорить о воспитании восприимчивости в духовной работе. Лучше всего начинать воспитывать свою восприимчивость с осознания своих эмоциональных состояний. Эмоции можно сравнивать с волной, имеющей основание и гребень. Обычно люди осознают в себе только наиболее интенсивную часть эмоций, т. е. её центральную часть, хотя эмоции имеют и свою периферию. И, второе, эмоции имеют свое начало, которое всегда начинается исподволь, незаметно и какое-то время спустя, достигает своей наибольшей интенсивности.

Любая эмоция, при её осознании, проецируется на физическое тело. Обычно люди осознают эмоцию, когда она достигает анахата чакры, или же Вишуддха чакры. И тогда человек воспринимает её чисто физически, при этом, осознавая и её эмоциональную окраску. Если эмоция поднимется выше, то человек будет захвачен ею, и будет действовать в направлении, адекватном ей.

Вначале необходимо исследовать доступные для восприятия качества эмоции. Например, эмоция гнева при физическом её восприятии может быть похожа  на змею, которая поднимается снизу от Вишуддха чакры, затем идет через область желудка, сердца, затем сворачивает в сторону вишуддхи и дальше поднимается, чтобы захватить сознание человека и сделать его своим исполнителем. Воспринимая эту эмоцию можно осознать, что она упруга, имеет цвет и даже температуру. Обычно её цвет темно-коричневый, но иногда – черный. В области шеи она осознается как нечто давящее, отсюда: «гнев душит». Если оставаться неподвижным наблюдателем, то можно осознать, что у этой эмоции есть периферия, где эта же самая эмоция выражена значительно слабее. Кроме того, если постоянно практиковать наблюдение за эмоциями, можно обнаружить, что они в период своего возникновения выражены значительно менее интенсивно, и набирают силу по мере того, как поднимаются, чтобы захватить сознание. Если духовный искатель, отклоняясь в сторону от основного тела эмоций, будет очень внимателен и неподвижен (имеется в виду неподвижность внимания), то он обнаружит ту же самую эмоцию, но значительно менее выраженную, сдвигаясь еще больше к периферии, можно и там обнаружить вибрации этой эмоции. Продолжая наблюдать за эмоциями, человек может приобрести способность осознавать их в месте их возникновения. И этот этап очень важен, так как при этом эмоция не может подниматься по привычному для неё пути и возвращается к своему источнику.

Таким же образом можно наблюдать за реакциями эго, за различными состояниями, например состоянием тоски, растерянности, удовлетворения и многих других. Такого рода работа ведет к тому, что восприимчивость человека настолько повышается, что он начинает все более ясно осознавать влияния своего истинного «Я», что ведет к постепенной трансформации его сознания.