О РАСПУСКАЮЩЕМСЯ ЦВЕТКЕ ЭВОЛЮЦИИ

Когда восточная мудрость утверждает, что в мироздании всё уже есть, и ничего нового не происходит, то это утверждение может быть принято не как метафора, а как динамика распускающегося цветка реальности мироздания. Шри Ауробиндо так же говорит о распускающемся цветке эволюции. Тогда как можно совместить идею эволюции, при которой происходит прогрессивное изменение чего-либо или кого-либо с неизменностью мироздания? Вселенная либо эволюционирует, либо остаётся неизменной. Представить нечто третье, которое примиряло бы эти две противоположности, очень трудно. Но примеров кажущейся неизменности, содержащей в себе изменяющее начало, можно привести сколь угодно. Например, форма и содержание, когда форма может оставаться неизменной в то же время содержание может бесконечно меняться. Поэтому, утверждение некоторых просветлённых адептов, что вселенная неизменна, верны, так как они входили в единство с её неизменной частью, но в то же время правы и те великие учителя, которые утверждают, что вселенная изменчива и подобна распускающемуся цветку эволюции. Но, если мы согласимся с постоянной изменчивостью Вселенной, в связи с её эволюцией, то тогда трудно представить себе, что в такой Вселенной всё предопределено. А если мы всё-таки согласимся с тем, что во Вселенной всё предопределено, то, как тогда быть со свободой или несвободой воли – возможностью выбора. Разве возможность выбора не свидетельствует против предопределения?

Если Вселенная изменчива в своей эволюции подобно распускающемуся цветку, и в то же время она позволяет быть свободе выбора, то подобные противоречия могут быть разрешены только двумя способами. Можно предположить, что во Вселенной существует не одно какое-то фиксированное предопределение, а несколько, каждое из которых является реализацией какой-либо одной грани многогранного предопределения. Например, стремление к единству на нематериальном, уровне сознания, предполагает единство человека со всем сущим в мироздании, так как всё есть Бог и всё сущее во Вселенной в Боге. Отсюда, стремление человека к единству с Богом свидетельствует о пробуждении человека и расширение его сознания. Но расширение сознания человека так же приводит его к осознанию его единства со всем сущим на Земле, когда он воспринимает себя, как часть великого тела жизни, состоящего из всех форм, обитающих на Земле. Человек начинает осознавать себя частью биосферы Земли, отражающем в своём существе сознание каждого живого организма. Но пока он ещё не осознаёт, что, уничтожая какие-либо формы жизни – он этим самым разрушает в своём существе, какой-то уровень реальности сознания, этим самым разрушая изначальную гармонию своего существа и его внутреннюю целостность, нарушая этим самым своё внутреннее единство.

У человека всегда есть выбор между путями спектра его судьбы, которые он вольно или невольно избирает, но все эти пути, однажды собираются в одной и той же точке, предназначенной ему судьбой. Но, при этом различные пути, принесут ему различный опыт, который определит его дальнейшие пути жизни. Этот опыт может быть полезным человеку в его делах в этом материальном мире значимости, и этот опыт может позволить ему подняться на следующую ступень его духовного восхождения. Но и это для человека предопределено. На самом деле, множество путей, один из которых человек может для себя выбрать, сводятся всего к двум направлениям: одно из них определяется его эго, а другое – его Психическим существом. Именно взаимодействие этих двух сил, и влияние их на сознание человека и определяет выбор его путей.

Осознанно человек может выбирать то или иное слово или действие, или один из путей, берущих начало в этом мире, только тогда, когда в нём уже достаточно сформирован «Свидетель», контролирующий каждое его слово, каждое его состояние и каждое действие. При этом выбор не определяется страхом перед неудачей или наказанием и тем более выгодой – основная цель выбора в этом случае определяется стремлением человека думать, говорить и взаимодействовать с реальностью мира в соответствии с самым высоким состоянием своего сознания. Человек получает духовный опыт в период выбора «здесь и сейчас», когда он осознаёт побуждение, к какой-либо реакции, инициируемой его эго, и не позволяет ей реализоваться, или же реализует побуждение его истинного «Я».

Реализация каких-либо состояний, стремлений или побуждений, придают силы и позволяют утвердиться в человеческом сознании и его мировоззрении или человеческому эго, или же Психическому существу. Но, в отличие от Психического существа, человеческое эго насильственно, и если  человек однажды не позволит эго каким-либо способом реализовать себя, то оно будет стремиться к тому, чтобы застать человека врасплох и всё-таки заставить его реализовать какую-либо негативную реакцию по отношению к кому-то конкретному во внешнем мире. Дело в том, что до тех пор, пока какая-либо реакция инициируемая эго не реализована, эго не получает от человека необходимой для него энергии. 

В эволюции всё предопределено, кроме оценки человеком осознаваемой им реальности. Но нет на Земле двух людей, которые были бы одинаковы по своей внутренней психологической структуре, поэтому, и реакции различных людей на одни и те же обстоятельства и оценка этих обстоятельств не бывают одинаковыми.

Именно оценка обстоятельств и самого себя в этих обстоятельствах является основой опыта, получаемого человеком в течение своей жизни. При этом духовный опыт приходит к человеку в результате оценки «здесь и сейчас», когда он становится на сторону своего истинного «Я», в то же время обыватель получает свой ментальный опыт, опираясь на следствия своих взаимоотношениях с реальностью этого мира значимостей. Здесь необходимо осознать, что духовный искатель, следуя «голосу» истинного «Я», постепенно оставляет позиции эго, привязывающие человека к низшей природе и этому миру значимостей, и переходит на позиции своего истинного «Я». Таким образом, судьба каждого человека хотя и подобна распускающемуся цветку эволюции, в котором каждый лепесток уже потенциально существует изначально в свёрнутом виде, но чтобы он развернулся необходимо усилие человека на духовном пути. Необходимость усилия определяется динамикой духовного опыта, в котором человек следуя «голосу» своего истинного «Я», должен использовать свою сознательную волю, чтобы отвергать соблазны низшей природы и удерживать свою позицию созвучной истинному «Я».