ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ

Волю можно рассматривать, как сознательное направленное усилие, совершаемое человеком при выполнении какой-либо деятельности. Но, в то же время воля проявляет себя и в удержании в целостности какого-либо внутреннего состояния, и она же ведает нашим вниманием, удерживая его неизменно направленным, на какой-либо процесс, объект или же внутреннее состояние. Но всё это только слова, при помощи которых мы пытаемся строить предположения, а затем, эти предположения, за неимением ничего лучшего, превращаем в утверждения, из которых в дальнейшем строим картину мира и объясняем все процессы, происходящие в нём.  В то же время исследования  физиков на квантовом уровне, которые начались ещё в первой половине двадцатого века, позволяют нам сегодня по-новому воспринимать реальность Вселенной, и процессы происходящие в ней, в том числе и те, которые мы относим к воле. Так, Дэвид Бом, изучая материю на субквантовом уровне, пришёл к выводу, что все виды материи, из которой состоит наша Вселенная, в своей основе имеют энергию, которая сознательна. К такому же выводу пришли и большинство других учёных, исследующих реальность мироздания на субквантовом уровне. Более того, Дэвид Бом высказал мысль, что существуют другие более тонкие уровни энергии, которые  управляют реальностью мироздания. И это даёт повод считать, что вселенная имеет цель, и всё происходящее в ней от микро до мега уровней – не случайно.

Кажется, начиная говорить о воле, мы уже в самом начале, почти что «с места в карьер», значительно отклонились от избранной нами темы. Но мы только что говорили, что во Вселенной ничего не бывает случайным. Наши отступления от обозначенной темы необходимы для понимания воли, как проявления сознания. Другими словами, если энергия изначально сознательна, то весь материальный мир так же сознателен, потому что нет в нём таких элементов, которые в своей основе не имели бы энергию. И в то же время мы не можем рассматривать сознание как нечто статичное, не имеющее цели. И этому есть множество доказательств. Во-первых, жизнь на Земле не возникла случайно, и это может быть подтверждено таким примером: если бы обезьяне предложить напечатать текст Ромео и Джульетта Шекспира, то нажимая на случайные клавиши пишущей машинки, она смогла бы это сделать в течение миллиарда миллиардов лет. А наша Вселенная существует всего четырнадцать миллиардов лет. В то же время генетический аппарат человека неизмеримо более сложен, чем названное произведение Шекспира. Следовательно, жизнь на Земле не могла возникнуть случайно и сознательная воля Вселенной, которую мы можем назвать Богом, намеренно создала эту земную реальность. Если рассматривать процесс эволюции, то невозможно не увидеть её проявление от простого к сложному, достигшее в человеке способности самоосознания. По-видимому, эта способность к самоосознанию является необходимой для более высокой эволюционной ступени, на которую должен подняться человек. Следующим доказательством, подтверждающим, что, будучи сознательной, Вселенная имеет определённые цели, является парность всех проявлений природы. Любой объект созданный природой, обязательно попадает в те условия, в которых он способен выжить. В этой парности есть ещё один важный фактор: объект и условия, в которых он находится, необходимы и полезны друг для друга. Здесь можно привести пример с цветковыми растениями и насекомыми опыляющими их. Они могли появиться только одновременно, потому что одно из них без другого выжить не может. То же самое можно сказать о плотоядных и травоядных животных и вообще обо всех формах жизни. Правда, в дальнейшем во все дела природы стал вмешиваться человек, и, будучи ещё внутренне несовершенным, внёс в окружающий его мир дисгармонию.

На самом деле ни один живой организм нельзя рассматривать изолированно от всех других форм жизни. Для гармоничного существования жизни на Земле, необходимы все проявления растительного и животного царства. Более того, можно сказать, что Человек – это вся биосфера Земли. И позади всего живого на Земле находится единая мировая душа, поддерживающая жизнь каждого существа на Земле, каким бы малым или каким бы великим он ни был. Шри Ауробиндо однажды сказал, что Бог ничего не создавал, он сам стал всем этим. Создавая из самого себя все формы жизни Вселенной, Бог каждый живой организм наделил теми частями самого себя, которые присущи Ему. Следовательно, и воля, имеющая множество уровней своих проявлений в различных формах жизни, является частью Божественной воли. Рассматривая многие стороны человеческого существа, мы должны знать, в каком бы состоянии эта часть в нас не находилась – она на каком-то уровне созвучна бесконечному Божественному, на нашем человеческом уровне. Поэтому, рассматриваем ли мы волю человека, его физическое, витальное  или же ментальное тела, мы должны знать, что каждая из этих частей является средством приближения человека к абсолютной Божественной реальности. И какую бы часть мы не взяли, она может явиться началом бесконечного пути к Божественному совершенству. Но мы начинаем с воли, так как она пронизывает все сферы реальности мироздания и является основной сознательной силой, объединяющей в одно целое все части человеческого существа и формирующей его личность.