Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЖАЖДА

--

Человек может быть «Духовной жаждою томим» и может жаждать богатства и славы, мести и удовольствий. Человек жаждет владеть всей Землей и всеми её богатствами, и он жаждет одиночества и покоя. Между человеком и проявленным миром, человеком и Богом находится объединяющая их сила – жажды, стремления, иногда перерастающие в страсть. Что заставляет человека жаждать, стремиться, хотеть? Может быть причиной этому является неполнота или незавершённость его, и он стремится быть завершённым? А может быть, он осознаёт свою незащищённость и стремится защититься социальным статусом, который даёт ему богатство и власть.

Практически существует всего два типа жажды – Одну из них человек пытается удовлетворить в этом проявленном мире значимостей. Но однажды он может осознать иллюзорность любых способов удовлетворения жажды в этом мире. Ничто не может защитить человека от проблем и забот этого мира, который так устроен, что любая форма активности человека определяется его внутренней жаждой. И каждая социальная ступень в этом мире содержит в себе свои проблемы. И человек пытающийся защитить себя в этом мире, на любой социальной ступени будет осознавать свою всё возрастающую незащищённость. Да, он защищён от проблем более низкой социальной ступени, но беззащитен перед проблемами той социальной ступени, на которую он поднялся. И для того, чтобы уменьшить свою незащищённость он делает всё возможное, чтобы подняться на следующую более высокую социальную ступень. Но и там будут проблемы, возможно неожиданные и более драматичные. Таким образом, стремление к защищённости – это только иллюзия. Человеческая жизнь так устроена, что с трёх сторон она окружает его проблемами, с которыми человеку взаимодействовать по разным причинам не хочется, и он их может даже не замечать, и только с одной стороны он видит проблему, которая соответствует его намерению, и которую он должен преодолеть. Но на самом деле, он должен преодолеть не проблему, а самого себя – он должен сделать усилие и заставить себя преодолеть проблему на пути к своей цели.  Таким образом, направление извилистой человеческой жизни, насыщенной всевозможными проблемами и эмоциями, можно сказать, зависит от его намерения, но чем или кем создаётся его намерение, что определяет его направленность, и извилистость его судьбы? Почему человек среди множества других проблем воспринимает только те, которые кажутся для него более важными, чем все остальные? Этому есть несколько причин и все они зависят от предназначения человека, которое он чаще всего не осознаёт.

У каждого человека есть одновременно два предназначения – одно из них направлено на его собственное совершенство, и в первую очередь совершенство его сознания, второе же, направлено во внешний мир, и направленно влияет на судьбы других людей, участвуя в формировании условий, в которых эти люди реализуют своё предназначение. Таким образом, люди при всём их старании, не могут быть независимыми друг от друга, и даже более того, они заражают друг друга, так как взаимоотношения с внешним миром каждого человека индивидуально, и каков сам человек, так он и взаимодействует с окружающей его реальностью. И позади каждого предназначения стоят свои силы, определяющие направление интересов человека и тех усилий, которые он прилагает на путях своих предназначений.

Человек окружён многими планами реальности мироздания, обитатели которых, не осознаваемые человеком, постоянно воздействуют на него, стремясь вызвать в нём адекватные им вибрации, которые на человеческом уровне воспринимаются, как определённые эмоциональные состояния. Для этих сознательных сил эмоциональные состояния человека являются источниками энергии, которую эти силы утилизируют для собственных гастрономических предпочтений. И чем ярче человеческая эмоция, тем больше энергии выбрасывает человек. В каждом человеке есть своеобразные «камертоны», созвучные планам реальности мироздания, которые «звучат» под влиянием соответствующих сознательных сил этих планов реальности. И чем чаще человек потакает своим эмоциональным состояниям, или побуждениям, тем большую власть над ним получают силы различных планов мироздания, под влиянием которых трансформируется не только сознание, но и мировоззрение человека. И однажды человек перешагивает критическую черту в своих потаканиях каким-то своим желаниям или эмоциональным состояниям, проявляющих себя в побуждениях действовать в окружающих его обстоятельствах определённым образом. И человек становится инструментом этих сил, и может потребоваться с его стороны много усилий, чтобы противостоять их настойчивым влияниям, принуждающих его к определённому поведению. Но это не всегда приносит желаемый результат, и в последствии в человеке появляется жажда следовать влечениям, вызываемым этими эмоциональными состояниями и реализовать их на физическом плане этого мира значимостей. Возникает своеобразный замкнутый круг, так как реализация эмоциональных состояний, стремлений или побуждений ещё шире открывает двери для влияния этих сил, что приводит к ещё большему стремлению реализовать свои состояния в реальности внешнего мира. Жажда реализации своего внутреннего состояния при этом может стать хронической и тогда о противостоянии ей речи уже не идёт – человек просто не может остановиться. При этом у него возникают симптомы типичные для наркоманов, которые находят не только повод для реализации такого рода страсти, но и аргументы, оправдывающие её. И это может касаться не только любой человеческой деятельности, но и ставших привычными и легко возникающими неадекватными эмоциональными реакциями, или же какими-то навязчивыми состояниями. Таким образом, внешнее поведение человека при взаимодействии с окружающей его реальностью и всевозможного рода жажда, определяющая его стремления в этом мире, могут вызываться и контролироваться силами различных планов реальности мироздания.

Духовная жажда вызывается человеческой душой – его истинным «Я», которая стремится к единству с её Божественным источником. Но она не для того низошла в земной план бытия, чтобы уйти из него, не выполнив своего предназначения. Она должна способствовать трансформации человеческого существа и, став его учителем и проводником на духовном пути, этим самым выполнить своё предназначение. Её жертва не должна быть напрасной, и она рано или поздно, обязательно пробудит в человеке духовное стремление, которое со временем станет смыслом его жизни. В духовном стремлении человек осознаёт направление своего стремления, в котором он знает, что он не должен делать и чему не должен позволять проявляться в себе. На первых порах духовная жажда не достаточно интенсивна, чтобы человек целиком был захвачен ею и, нередко силы низшей природы, о которых мы уже здесь говорили, могут увести его в сторону от духовного пути. Обычно это происходит для человека незаметно, так как он осознаёт необходимость больше уделять времени  для решения внешних проблем. И, кроме того, у него периодически возникают сомнения в том, что он призван для духовной работы. Он чувствует себя не готовым к ней и это, по его мнению, подтверждается отсутствием каких-либо результатов в его прежних духовных стремлениях. В действительности, в этот переходный период в его сознании уже шла интенсивная работа по раскрытию более высоких возможностей, что человек мог осознавать как более интенсивное и частое чувство сострадания и одновременно с этим, усилившееся стремление к истине во всех своих делах и помыслах. Шри Ауробиндо однажды сказал, что если человек откажется от своего призвания идти духовным путём, то повторный шанс может быть дан ему только в следующей жизни. Но сам по себе отказ от духовного пути и возвращение под власть низшей природы, может переживаться человеком, как состояние внутренней пустоты и сожаления об утраченном. Иногда человек осознаёт состояние оставленности, в какой-то мере сходное с состоянием, которое испытывает человек по каким-то причинам отставший от своего поезда.

 Жажда познания Божественной истины и стремление к реализации своего предназначения на Земле, может проявлять себя на многих путях, ведущих за пределы традиционных значимостей этого мира, но все эти пути берут начало в человеческом сердце, и все они имеют одно и то же направление. Это связано с тем, что истина одна и пути, ведущие к ней, не могут иметь каких-то других направлений. Общим для всех путей, ведущих к Божественной истине, является преданность, поклонение Божественному, и знания, которые получает Божественной милостью, человек на внутреннем пути. Эти знания не основаны на логике ума и не представляют собой причинно-следственную цепочку – они приходят сразу, проявляются как трёхмерные динамические картины. Иногда они многомерны, что создаёт трудности при попытке выразить их ментально. Но, если не отвлекать своё внутреннее внимание от проявившихся знаний, то некоторое время спустя, появляются те необходимые слова, которые способны выразить, казалось бы, невыразимые знания.

Радость встречи со знаниями не имеет ничего общего с радостью, возникающей при достижении желаемого в этом мире значимостей. Как будто бы стремление к знанию и стремление к обладанию какими-то значимостями этого проявленного мира, имеют много общего, так как в первом, так и во втором случае, человек получает то, к чему он стремится. Но в проявленном мире человек получает желаемое, которое в любом случае имеет ограниченную значимость, а на пути знаний – неисчерпаемая бесконечность. И, кроме того, стремление к обладанию не приносит радости, радость возникает тогда, когда стремление завершается успехом, в то же время стремление к знаниям само содержит в себе радость, а так как мироздание беспредельно, то и радость на путях познания не омрачается сомнениями и ожиданиями рисков и неудач. И есть ещё важное отличие: в стремлении к знаниям впереди всегда неизвестность, которая открывается перед искателем только тогда, когда внимание его сердца, подобно стрелке компаса, не меняет своей направленности, даже тогда, когда человек занят какими-то будничными делами. Человек при этом постоянно помнит о своей направленности. Это совсем не означает, что она, эта направленность постоянно занимает в его памяти какое-то место. Можно сказать, что он помнит всем своим существом. И это легко осознаётся, когда человек обратит своё внимание вовнутрь себя. Там он всегда найдёт направленность своего намерения, которое подобно потоку радости. Конечно, если человек занят какими-то внешними делами, то он никакого направленного потока радости может и не осознавать.

Путь человека, идущего путём знаний, лежит через дебри неведения. Истинная радость вызывается не тем, что у тебя есть или что ты уже знаешь, а неизвестным, через которое ты идёшь. Радость предвкушения встречи со знанием сливается с радостью самого пути. При этом духовный искатель может осознать, что жажда знаний не принадлежит ему, и не он является началом её пламени или потока, что человеческая жизнь вмещает в себя только бесконечно малую часть этого потока, не имеющего начала и конца. Осознав, глубинную суть жажды знаний, человек однажды может осознать, что этот поток в то же время является потоком жизни, субстанцией любви и началом всего сущего в мироздании.