Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО ПОЗАДИ ТРУДНОСТЕЙ

--

Внешних трудностей не бывает, есть только внутренние трудности. В каждом человеке есть тамасическая часть, которая не хочет взаимодействовать с какими бы ни было силами, она хочет быть неподвижной как камень. И каждое действие, которое совершает человек, возможно только потому, что он преодолевает свой тамас. Тамас, так же как и раджас имеет полярности и на одном из его полюсов могут быть всевозможные удовольствия, а на другом – уничтожающая тоска и отказ от жизни. В свою очередь раджас на своем положительном полюсе содержит экстаз блаженства, а на отрицательном – ужас и предельное возбуждение, при котором невозможное, нередко, становится возможным. Раджас и тамас – это проявления энергий жизни и смерти. Это два встречных потока, определяющие бытие всего сущего и его эволюцию.

Любое действие, которое совершает человек или же собирается его совершить, всегда имеет своего двойника, который противоположен первому по смыслу и направлению. Например, человек собирается куда-то идти, одновременно в нем формируется тот, который никуда идти не хочет. Но человек все-таки куда-то идет только потому, что в нем преобладает его активная, раджасическая часть. Это объясняется тем, что восприятие человеком мира и его активность в окружающем мире возможны только тогда, когда во внутреннем пространстве человека создается модель воспринятого мира и модель действия в нем. Так, если человек смотрит на какой-то объект, то это сопровождается одновременным построением модели или копии этого объекта во внутреннем пространстве не только его ментала, но и витала и физического ума. Если в человеке не будет построена отраженная копия внешнего объекта, то человек не будет осознавать его. Это хорошо демонстрирует истерическая слепота или же слепота, внушенная в гипнотическом состоянии. При этом в действительности формируется не одна модель, а две модели – одна из них в поле раджаса и она деятельна, содержит в себе положительное отношение к реальности внешнего мира, в ней воля готовности к действиям, в ней вера в преодоление любых препятствий. Другая модель формируется в поле тамаса и в ней отрицание реальности такой, какова она есть, неверие в успех каких бы то ни было действий и, поэтому, нежелание действовать и что-либо преодолевать, в том числе и свою пассивность, инертность.

Интересно то, что человек, оказавшийся преимущественно в поле раджаса – жизни или тамаса – смерти, всегда оправдывает свои соответствующие состояния и потакает им – это свидетельствует о том, что он захвачен ими, и для того, чтобы освободиться от такой захваченности необходимы значительные усилия. Мы уже говорили о том, что тамасические состояния и соответствующие им реакции постоянно конкурируют с состояниями и реакциями раджасическими, поэтому отношения между ними можно сравнить с перетягиванием каната. Тогда можно предполагать, что если перевес будет на какой-либо одной стороне, то достичь равновесия сил будет невозможно. В реальности же так происходит далеко не всегда, потому что сознание человека имеет своеобразный неприкосновенный запас энергии, которую мы иногда называем сознательной волей, и она может быть использована как в направление раджаса, так и тамаса. И если взаимодействия раджаса и тамаса нами осознаются как независимые от нашей воли, то воля нашего сознания всегда осознанна. Воля человека может быть дисциплинированной и тогда она может преодолеть то, что на первый взгляд кажется непреодолимым. Сознательное использование человеком воли часто осознается им как определенное усилие, которое очень часто воспринимается как нечто неприятное. И если в этот период человек захвачен влияниями раджаса или тамаса, то чтобы преодолеть захваченность иногда сознательной воли может и не хватить. Но волю можно тренировать, и тогда её усилия будут превосходить любые захваченности. Для этого человек должен осознанно преодолевать даже незначительные, как раджасические, так и тамасические реакции, не позволяя им захватить себя. Постоянный контроль над своим состоянием приведет, в конечном счете, к уравновешиванию отношений между раджасом и тамасом.