Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДВЕ ПОЗИЦИИ

--

В мире существует всего две основные позиции определяющие реальность, от них, как мы увидим дальше, зависит будущее каждого человека и всего человечества. Позиция – это отношение человека к реальности мира, к его значимостям и отношение человека к самому себе. Тогда позиция определяет предназначение внешнего мира и человека в нём, и какова значимость самого человека в его взаимоотношениях с внешним миром. Первая из позиций противопоставляет человека внешнему миру, отделяя его от мира, и в то же время, даёт ему власть над миром. При этом человек тут же начинает переделывать мир, превращая его в удобное место для своего существования и реализации своих идей. Вторая позиция определяет человека, как эволюционирующее разумное существо, для которого внешняя реальность является средством ни его выгоды и успеха, как в первом случае, а его эволюции. И, кроме того, человека занимающего первую позицию, можно рассматривать, как разумное животное, основной целью которого является есть, пить и размножаться, и ещё, получать удовольствия. Вспомните напутствие человеку Яхве: «плодитесь и размножайтесь». Правда, все остальные формы жизни на Земле, так же плодятся и размножаются. Можно сказать, что у всех форм жизни на Земле, включая человека, одно и то же предназначение, которому всё живое неуклонно следует. Но составителей ветхого завета можно простить, так как для них в те времена было самым важным – есть, пить, размножаться и получать удовольствия, вот они и вписали это как основное предназначение человека. Правда, удовольствия я дописал сам, имея перед собой бесчисленные примеры в окружающем нас мире. И, кстати, обратите внимание, чтобы получить наслаждение человек обязательно должен принести соответствующую жертву, даже в тех случаях, когда он уверен в обратном. И если в первом случае перед человеком открывается множество путей и способов удовлетворения своих потребностей, способствующих выживанию и приносящих ему удовольствия, то во втором случае человеку предлагается узкий путь, основной целью которого является реализация истинного человеческого предназначения на Земле. Когда мы слышим или читаем об истинном предназначении человека на Земле, то мы невольно выделяем его из мироздания и начинаем говорить о том, что человек – это переходное существо, следовательно, несовершенное, поэтому его истинным предназначением является достижение своего собственного совершенства. И в этом месте у слушателя или читателя могут возникнуть такие вопросы: каким образом человек, будучи недоделанным и несовершенным, может доделать себя сам? Затем, как человек узнает, что он наконец-то достиг совершенства? И, ещё вопрос на засыпку: совершенство – это предел, дальше которого стремиться некуда. Предел – это конец пути, когда дальше идти, куда бы то ни было уже не нужно, да и не имеет смысла. Пределом человеческой жизни является смерть, когда человек завершил своё существование на Земле и уже ничего изменить не может, и продолжать жить тоже не может, потому что его время вышло. Жизнь – это процесс, прекращение которого всегда ведёт к прекращению жизни. В земных условиях у человека всегда есть какая-то цель маленькая или большая, но достигнув её, человек намечает себе какую-то другую цель и это он будет делать до тех пор, пока в нём не прекратится процесс жизни. Следовательно, процесс жизни так же имеет свои пределы.

Если человек избирает для себя, часто не осознавая этого, позицию, которая определяет конечность этого мира и каждого существа в нём, то человеку предлагается незавидная судьба – ходить по неизменному кругу жизни с её началом и концом, стремясь к преходящим целям. Человек может осознавать это и тогда его жизнь превращается в бессмысленное занятие, которое однажды закончится смертью. И в этом хождении по кругу, в котором в действительности нет важных или неважных целей, состоит его трагедия. Социальный мир, в котором замкнут человек, заполнен до предела важными для него, а на самом деле, пустыми делами, которые преподносятся как крайне необходимые, потому что они являются частью структуры системы современного мира. И человек, не замечая этого, сам становится подобным социальной структуре, в которой он обитает и которую он своей активностью поддерживает. И порочный круг замкнулся, крышка захлопнулась и система, частью которой стал человек, постарается не выпустить его из-под своего влияния. И только немногие получат возможность выбраться из этой ловушки.

И когда мы говорим, что человек, идущий внутренним путём, имеет не материальные какие-то цели, потому что его целью является сам путь, а не то, что может быть в конце пути, или на каком-то его отрезке, то мы при этом уверены в том, что сам путь духовного искателя не имеет пределов и никогда не закончится, и даже тогда, когда человек станет супраментальным существом. Но в примере с жизнью мы видим, что путь жизни имеет свои пределы, которые знаменуются смертью человека.

Зная всё это, мы можем сказать, что человек, будучи переходным существом, однажды, в конце своей переходной стадии, научится продлевать свою жизнь до бесконечности, так как супраментальный человек бессмертен. Но с крыши может упасть кирпич на голову человеку, или шальная пуля пробьёт его сердце, или же однажды он попадёт в эпицентр атомного взрыва или под ним провалиться земля и он окажется в жерле вулкана. Да мало ли что может произойти с человеком и остановить в нём процесс жизни.

Но супраментальный человек бессмертен и поэтому в нём происходят какие-то супраментальные процессы, а не процессы жизни, и, поэтому, его трудно будет назвать живым, и он вовсе и не человек, а гностическое существо, в котором нет ничего человеческого. Даже его форма не может быть определённой, например, похожей на человека, потому что определённость формы всегда уязвима. Следовательно, человек на внутреннем пути от жизни переходит в состояние нежизни и, более того, он перестаёт быть человеком. Сатпрем сказал, что тогда не будет ни расстояний, ни расставаний. Но не это же является конечной целью внутренней работы. Современные средства связи уже сократили расстояния и этим самым сделали расставания условными, но прогресс науки не сделал человека бессмертным, более того, у него стало неизмеримо больше непредвиденных проблем и страданий. Прогресс не принёс ему никакой дополнительной радости, которая могла бы компенсировать дополнительные страдания.

Гиляров-Платонов говорит, что «жизнь есть подвиг, а не наслаждение…», но когда мы рассматриваем противоположности этого мира под общим их названием: «Добро и зло», то к своему удивлению обнаруживаем, что для значительного количества людей злом является необходимость делать усилия, чтобы удерживать себя в пределах определённого намерения. Немало людей предпочитают не только не участвовать в каких бы то ни было подвигах или делать над собой какие-то усилия, но, для них предпочтительнее или пребывать в состоянии пассивности, или же что-то делать для удовольствия. Многие люди не хотят делать усилия даже для того, чтобы иметь необходимое для выживания.

Но жизнь – это всегда направленные усилия, на любом уровне, даже на самом примитивном. Дорога жизни всегда ведёт в гору и те, кто прилагают усилия, всегда достигают вершин, если их выбор соответствует их возможностям. И пусть эти вершины не уходят в небо, но каждому своё. Те из людей, которые получают возможность восходить на высочайшие вершины мира, опираются на поток общечеловеческих усилий восхождения. Они опираются на плечи тех, которые восходят в своих направленных усилиях на холмы и невысокие горы. Поэтому, в большинстве случаев нет бессмысленных жизней, на сцене жизни должны быть не только актёры, но и статисты и декорации, без чего полноценно сыграть пьесу невозможно. Поэтому, люди, идущие духовным путём должны помнить, что в их восхождениях принимают участие и те, которых мы называем обывателями. Но и те, смысл жизни которых вращается вокруг потребления, и сознание которых, независимо от их социального статуса, остаётся обывательским, должны знать, что ушедшие к вершинам, поднимающимся в бесконечное небо, и для них так же прокладывают дорогу в будущее. Человечество не может оставаться вечно прикованным к Земле, его ждёт в бесконечности мироздания его бессмертный супраментальный потомок – гностическое существо.

Нам хотелось бы знать больше о нашем потомке, которым, возможно, будем мы сами. О нём мы сегодня можем говорить только с позиции предположения. Мы знаем, что он будет бессмертным, следовательно, он не будет иметь белкового тела, какое мы имеем сейчас. Ему не надо будет питаться и для него ничто не представляет опасность, даже если он окажется в эпицентре атомного взрыва. Мы знаем, что он будет вездесущим. Вспомните слова Сатпрема: «не будет ни расстояний, ни расставаний». Тогда субстанция, из которого будет состоять его тело, имеет мгновенные скорости. И, кроме того, в книге Ричарда Хогланда – «тёмная миссия секретная история НАСА» пишется: «…В гиперпространственной модели (мира) все выглядит немного сложнее, поскольку объекты, находящиеся на расстоянии друг от друга в обычном мире, в четырехмерном мире на самом деле соединены». Здесь под четвёртым измерением понимается не время, а пространственная реальность. Автор этой статьи так же имеет опыт восприятия космического тела, которое по своему местоположению совпадало с планетой Земля. Следовательно, супраментальное существо в трехмерном мире существует отдельно от различных небесных тел и находится от них как угодно далеко, в то же время в четвёртом измерении оно может быть единым со всеми объектами мироздания и осознавать это единство. Мы и сейчас, пребывая в человеческом теле, едины со всей Вселенной, хотя и не осознаём этого. Вездесущность предполагает всезнание, а неразрушимая субстанция супраментального тела – относительное всемогущество. Тогда супраментальное гностическое существо – это в его естественном состоянии, светящийся шар, который по желанию может принять любую форму и находиться в любой точке мироздания по своему усмотрению, в любое мгновение. Разумеется, у него не будет человеческих стремлений и интересов, и им не будут владеть человеческие эмоциональные состояния. Гностическое существо будет выразителем Божественной воли в любой точке мироздания. Конечно, обыватель, прочитав этот текст, придёт в состояние уныния, так как стремиться к будущему, в котором нет человеческих удовольствий, даже если они мелкие, нет человеческих стремлений и нет человеческой свободы выбора, будущее гностического существа лишено всего, что нам кажется дорогим и близким. И многие люди, пожалуй даже большинство, предпочтут земные человеческие ценности тому будущему, к которому хотят этого люди или не хотят, которое обязательно должно придти на смену современному человечеству. Шри Ауробиндо сказал: «я приду на Землю через триста лет, в теле, не рождённом женщиной». Он сказал это не за долго перед тем, как оставил своё физическое тело. Осталось всего-то двести с небольшим лет. Но он ещё сказал, что люди к этому времени научаться продлевать свою жизнь если это будет необходимо для супраментальной трансформации всего их существа. Следовательно, эти люди уже живут среди нас.