Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

--

Иллюзия – это искаженное восприятие внутренней или внешней реальности, когда субъективный образ, воспринимаемый человеком, не соответствует реальному образу. И это имеет отношение не только к материальным объектам внешнего мира, но и к различным событиям, идеям, принципам, оценкам и др.

В действительности, какой является реальность внешнего мира иллюзорной или реальной или ещё какой-то, во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей человека и от той позиции, которую он занимает, и с которой он рассматривает и себя, и внешний мир. Каждый человек воспринимает реальность мира и свои взаимоотношения с ним в своём индивидуальном психологическом преломлении.

Есть три позиции, определяющие отношение человека к миру и к самому себе. Каждая из этих позиций содержит в себе свой смысл жизни, определяющий своё предназначение. Суть этих позиций состоит в том, что есть мир форм и их взаимодействий между собой. Есть мир истинного предназначения этих форм, определяющий смысл бытия, и есть третья позиция, когда осознаётся необходимость, как форм, так и содержания их. Третья позиция – это третий шаг в познании мира и самого себя в нём, так как она определяет смысл, как первой, так и второй позиции.

Человек, находящийся на первой позиции, утверждает, что есть только этот материальный мир, возникший 14 миллиардов лет тому назад, и все формы жизни, в том числе и человек, появились в результате многих случайностей, а затем и естественного отбора, при котором выживает сильнейший или же более совершенный. Основной целью такого человека является создание наиболее благоприятных условий для своего существования и для этого используется закон джунглей, по которому побеждает более успешный. Причём, успешность может достигаться любыми способами, даже если они основаны на лжи и насилии. Для подтверждения этого приведу высказывание четвёртого президента США в 1787 году на Конституционном конвенте: «Государство должно защищать меньшинство обеспеченных против большинства». «Потому-то широкую общественность необходимо раздроблять и маргинализировать, в то время как государство будет пребывать в руках «богатства нации», наиболее способного класса мужей, которым можно доверить заботу о постоянных интересах», – вторит ему председатель Конституционного конвента и первый председатель Верховного суда – Джон Джей. К уже сказанному следует добавить идеи из доктрины 28 президента США Вудро Вильсона, высказанные в те времена известным политиком Липпманом: «…Широкая общественность – это невежественные и надоедливые чужаки», роль которых в демократии – быть «зрителями», а не «участниками». Они имеют право периодически участвовать в «выборах», Но затем им надлежит возвратиться к своим индивидуальным занятиям. А один из основоположников западной политической науки – Харолд Дассуэл предупреждает, что умное меньшинство должно признать «невежество и тупость масс» и не поддаваться «демократическим догматам по поводу того, что люди – сами наилучшие судьи своим интересам». «Они не лучшие», далее продолжает он, «лучшие люди – это мы, – «ответственные люди». Ради их собственного блага, невежественные и тупые массы надо контролировать. «Умное меньшинство», вторит ему Эдвард Бернайс, автор учебника «Пропаганда», вышедшего в 1925 году, должно муштровать общественное сознание так же, как армия муштрует тела своих солдат».

Конечно, вариант функционирования внешней стороны материальной реальности, рассматриваемый здесь с первой позиции, не единственный, так как есть и другие уровни её проявления, в которых люди не столько приспосабливают внешние обстоятельства под себя, сколько сами приспосабливаются к ним, чтобы выжить. Именно из этой категории людей выходят те, которые однажды переходят во вторую позицию.

Вторая позиция, с которой человек осознаёт реальность мира и взаимодействует с ней, в своей основе имеет знание, что всё во внешнем мире имеет своё духовное предназначение, которое имеет своей целью рост человеческого сознания. Причём, в этом росте своего сознания, человек принимает осознанное участие, которое предполагает, что человек осознаёт, что такое Бог и цель Бога. Без этого знания, которое, как стрелка компаса, скрытая в человеческом сердце, указывает направление потока сознания всей Вселенной, человек никогда не осознает своего истинного предназначения, и не поймёт смысла знаков, указывающих направление осознанного внимания его жизни. Действительно, жизнь каждого человека имеет своё направленное внимание, но, к сожалению, оно большинством людей не осознаётся и, поэтому, таким вниманием и жизнью управляют влияния внешнего мира.

Третья позиция содержит в себе знания необходимости в духовной практике, как внешнего мира форм в их статике и динамике, так и духовное предназначение всего сущего, как на Земле, так и во Вселенной. В этих знаниях формы внешнего мира рассматриваются, как указатели на их истинное смысловое содержание, имеющее глубочайшее сакральное значение.

Когда человек поднимается в своей внутренней работе на третью позицию, для него меняется значение всех противоположностей этого мира, в котором всё предстаёт как необходимость, имеющая своё предназначение в эволюционном потоке восхождения сознания. Третья позиция или третья ступень предполагает, полное освобождение человека от зависимостей этого мира и от присвоения самого процесса внутренней работы, и её результатов.